В соответствии с положениями статьи 138 «Кодекса об образовании», родители обязаны сотрудничать с образовательным учреждением, содействуя реализации образовательных целей и задач образования, совместно с педагогическими работниками должны следить за развитием и поведением ребенка и обеспечивать воспитание в семье.
Дети, как губка, впитывают много информации. Именно нам, педагогам, надо активнее развивать ребенка и это развитие не должно прерываться.
Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению учебного материала.
Главной целью дистанционного образования является предоставление каждому ребенку возможности получения образования на дому в удобное для него время и в удобном для него темпе.
Дошкольное образование должно отвечать современным запросам общества, поэтому согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам в образовательных учреждениях должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая в рамках дистанционного образования должна обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности.
Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
· Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка
· Свободный график. Родители сами определяют время, когда ребенку удобнее заниматься, какой промежуток дня наиболее продуктивен.
· Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических;
· Возможность работы с часто болеющими детьми.
· Возможность проведения дополнительных занятий с одаренными детьми.
· Способствует развитию у ребенка самостоятельности, организованности, активности, мотивации к познавательной и исследовательской деятельности.
· Повышается педагогическая компетентность родителей, они активнее включаются в образовательный процесс, становятся его полноправными участниками.
Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
· Необходимо наличие желания и времени у родителей заниматься с детьми. В случае отсутствия этого уровень усвоения материала ребенком будет низкий, т.к. у детей дошкольного возраста недостаточно развит самоконтроль, усидчивость. Кроме того, без помощи взрослого ребенок не сможет получить доступ к ресурсам дистанционного обучения.
· Материальное обеспечение семьи: не каждая семья располагает электронными гаджетами (ПК, телефон, планшет), а также доступом к сети интернет.
· Дистанционное обучение требует проведения большого количества времени за компьютером, что негативно сказывается на здоровье.
· Отсутствие «живого» общения со сверстниками, что является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков.
Принципы построения дистанционного обучения дошкольников:
1.В центре – ребенок;
2.Взрослый – тьютор.
Дистанционное обучение реализуется с помощью синхронных и асинхронных методик.
Синхронное обучение – это обучение в режиме «онлайн», когда ребенок с родителем и педагог находятся у автоматизированного рабочего места (например, у ПК), занятие проводится по заранее составленному расписанию.
Асинхронное обучение – это режим «оффлайн», когда место нахождение и время не является существенным, т.к. все взаимодействие организовывается в отложенном режиме. В данном случае родитель может воспользоваться предлагаемым учебным материалом в любое удобное для него время.
Дистанционное обучение реализуется в следующих формах:
· онлайн-занятия и консультации,
· видео и фото мастер-классы,
· виртуальные экскурсии,
· презентации,
· вебинары,
· онлайн-конференции,
· форумы,
· конкурсы и олимпиады,
· сайты.
При организации дистанционного обучения педагог должен решать ряд задач:
1. организовать образовательный процесс с применением дистанционных образовательных технологий;
2. разработать последовательность и проверить качество усвоенного материала ребенком;
3. повысить педагогическую грамотность родителей, оказав им консультативную помощь.
Существует ряд требований к организации самого процесса обучения:
· педагог должен тщательно подбирать весь учебный материал, чтобы постоянно активировать познавательную мотивацию ребенка;
· обеспечить обратную связь между педагогом, родителями и ребенком.
Главная задача педагога при дистанционном обучении – научить ребенка проявлять свободу действий, чувствовать ответственность за результат своей работы, т.е. помочь ребенку сформировать самостоятельность и самореализацию. Педагог при таком виде обучения осуществляет личностно-ориентированный подход и является организатором педагогического процесса.
Свою работу педагог должен выстраивать по двум направлениям: задания для детей (выполняются совместно с родителями) и консультации и рекомендации для родителей.
Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. Основная цель задания – проверка и закрепление пройденного материала.
В заключении ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания.
Я, как педагог, вместе с воспитанниками, также широко использую возможность участия в конкурсах различного уровня (муниципальные, региональные, всероссийские), вебинарах и онлайн-конференциях, где имею возможность поделиться своими разработками.
Некоторые примеры таких конкурсов: всероссийский творческий конкурс «Майский праздник-День Победы!», мы отправили фотографию «Медаль Победы», диплом 3 степени, III межрегиональный конкурс детского творчества «Весенние лучики», декоративно-прикладное творчество «Солнце согревает – семью оберегает», лауреат 3 степени, муниципальный конкурс поздравительной открытки, грамота 1 место.
Хотелось бы отметить, что эти работы выполнил воспитанник с особыми возможностями здоровья. А у детей с РАС особые видения картины и не все зависит от педагога или родителя. И большая заслуга при таком виде обучения, конечно же, родителю.
Используя дистанционные образовательные технологии в моей работе, как учителя-дефектолога и учителя-логопеда, я тем самым повышаю педагогическую компетентность родителей, так как они являются равноправными участниками образовательных отношений.
Опыт использования дистанционного образования в моей деятельности еще мал, требует еще доработок. Но я уверена, что эта технология будет развиваться и будет востребована в работе с детьми с ОВЗ, которые по каким-либо причинам не посещают дошкольное учреждение.