Выпуск № 20 (95) 2021

Бережная Е.Н. Методическая разработка «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный многозначительный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика».
Проблема становления ручной умелости и мелкой моторики рук принципиальна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукою, ребенок в процессе собственного развития становится более независимым, автономным от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на базе особенных, специфичных видов деятельности, свойственных дошкольникам. То есть, на практике мы получили более игровой и многосторонний подход, приветствующий наибольшую эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, больше индивидуализированный и нацеленный на раскрытие личного потенциала каждого ребёнка.
Мелкая (тонкая) моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка. Именно поэтому при диагностике готовности к школе большое внимание обращают на то, как развита мелкая моторика дошкольников.
В повседневной жизни нам ежеминутно требуется выполнять многочисленные действия мелкой моторики: застегивать пуговицы, завязывать шнурки, держать столовые приборы. Способности мелкой моторики имеют большое значение при обучении письму и рисованию: от степени развития этих навыков будет, например, зависеть почерк человека.
Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга.
Как раз в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные способности обязаны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него трудности.
Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у этих ребят доминирует медлительность выполнения движений, имеется скованность.
Ребенок при выполнении заданий начинает привередничать, у него ухудшается настроение.
Зная значимость этой трудности, я поставила перед собой задачу: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, при помощи дидактических игр и пособий. В кабинете создана необходимая предметно – развивающая среда, почти все дидактические игры и пособия изготовлены собственными руками.
Цель:
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Улучшить общую двигательную активность;
- Содействовать нормализации речевой функции;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Актуальность.
Как известно, что дошкольный возраст довольно значительный в развитии детей. На протяжении сего периода у детей активно развиваются все психологические процессы, складываются трудные виды деятельности, случается закладка совместного фундамента познавательных возможностей. Становление мышления малыша располагается в тесной связи с развитием руки.
Детям непросто собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с пазлами, мозаикой. По причине занятости на работе родители меньше беседуют с детьми дошкольного возраста. Дети больше смотрят телевизор, они в наименьшей степени проделывают что-либо своими руками, вследствие того, что современные игрушки и вещи устроены очень максимально комфортно, но не действенно для развития моторики (одежда и обувь с липучками взамен шнурков и пуговиц, книги и пособия с наклейками взамен иллюстраций для вырезания).
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста содействует формированию умственных возможностей, речевой деятельности, психологического и физического становления ребёнка.
1.       Оснащение предметно развивающего пространства по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
В своей работе для развития мелкой моторики рук я использую дидактические игры и пособия, изготовленные своими руками.
Игрушки-шнуровки
Самые простые шнуровки предназначены для детей в возрасте от одного-трех лет. В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно, поэтапная подготовка ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук.

Игры-моталочки
Полезные соревновательные игры для детей дошкольного возраста. Они используются для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация и быстрота движений.

Развивающий куб
Так как моим любимым увлечением является вязание крючком, с его помощью я решила создать развивающий кубик для детей младшего дошкольного возраста.
Цель создания данного пособия - развитие мелкой моторики пальцев рук, обогащение активного и пассивного словаря, развитие цветоощущения. На каждой стороне куба располагается определенного рода дидактическое задание. Все задания растегиваются, пристегиваются, имеются детали на липучке, кнопке.
Таким образом, данное пособие можно считать интерактивным, разносторонне направленным и интересным для детей. А это я считаю самым главным. Данное дидактическое пособие вызывает большой интерес у детей.

   

   

В образовательной деятельности я использую:
Дорожки – шагомеры

                  

Эти пособия получаются ярками, вызываю положительные эмоции у детей.
РЕКЛАМА

Пальчиковый театр, пальчиковые игры
Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании.
Задача пальчиковых игр – становление и развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук содержит особенное стимулирующее влияние. Внедрение пальчикового театра или же пальчиковых игр имеет большое воздействие на самочувствие малыша и позитивно влияет на его речевую функцию.
Вязанный теремок можно использовать как и для инсценировок, так и для игр на развитие тактильного восприятия у детей.

Например, положите во внутрь несколько предметов (начинать можно с двух пар, постепенно увеличивая их количество).
Ребенок на ощупь распознает что внутри, и достает одинаковые.
ВклюЯ создала накопительную папку пальчиковых игр, стараясь подбирать упражнения, опираясь на перспективное планирование программы. Важно все игры проводить и на правой руке, и на левой.
Для детей такие игры остаются хорошей забавой. В процессе игры дети легко заучили движения и стихи.
2. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Мною созданы игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, которые очень популярны у детей, они с большим удовольствием играют в них.
Игра «Тактильный киндер»
Я использовала упаковки от маленьких киндеров, их число должно быть четным. Обвязала пряжей разного цвета и разного тактильного материала, внутри самого киндера использовала разный материал (крупу, соль, песок, металлические предметы).
Правила игры: Ребенок на ощупь или по звучанию киндера распознает, что и вытаскивает одинаковые. Это пособие развивает не только тактильные ощущения ребенка, но и слуховое восприятие.
Упражнение с пипеткой
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
Упражнение с пинцетом
В емкость пинцетом дети накладывают бусинки, горох, пуговицы.
Сортировка мелких предметов. Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например,бусинок,пуговиц.
Полоски с прищепками
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонные полоски. Для этих целей я использовала полоски, наклеила разноцветных деталей. Чтобы сделать это упражнение, ребенку необходимо подобрать прищепку нужно цвета и прищепить к полоске.
2.       Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук

Для нетрадиционного метода развития мелкой моторики рук, мной используется массаж с помощью мячика Су-джок, массаж граненым карандашом и пуговичная терапия.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Каждое своего занятие я начинаю с массажа рук и ладоней детей мячиком «Су-Джок» и при помощи карандаша.
Массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:
• “Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).
• “Зайчик” – и. п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
• “Кольцо” – и. п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.
Примерные упражнений с применением массажера “Су-Джок”:
Прямолинейные движения колючего шарика:
– По тыльной и ладонной стороне кисти рук (предварительно попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки). Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговые движения по ладони:
– Сначала одной руки;
– Потом другой руки.
Спиралевидные движения:
– По тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
Зигзагообразные движения:
– По ладоням обеих рук (можно использовать игровой образ в общении с детьми: обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).
Слабое покалывание всех пальцев:
– Подушечек одной руки;
– Подушечек другой руки
Пуговичная терапия.
Любой педагог знает: чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом стала обыкновенная пуговица.
Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.
Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется.
Приведу несколько примеров игр с пуговицами.
Перекладывание пуговиц.
С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из основной коробки в разноцветные маленькие баночки, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).
Ребенок в этом упражнении не только развивает мелкую моторику, но и сенсорное восприятие.
Графические упражнения.
Штриховка. Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться аккуратнее и увереннее.
Правила штриховки:
- Штриховать только в заданном направлении.
- Не выходить за контуры фигуры.
- Соблюдать параллельность линий.
-Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
- Выполняется на нелинованной бумаге.
Я представила вашему вниманию совсем малую часть игр, которые использую в своей работе.
Заключение
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, развитию речи, а самое главное — способствует сохра­нению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!
2021-03-25 10:57