Выпуск № 47 (122) 2021

Московая Е.С., Емельянова О.А. Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников с ОВЗ «Наши друзья – насекомые. Весеннее пробуждение»

Тема: "Наши друзья – насекомые. Весеннее пробуждение" в подготовительной группе с использованием здоровьезберегающих, игровых технологий.
Тип проекта – познавательно-творческий.
Участники проекта – воспитатели, дети 5-7 лет.
Проблема.
Во время прогулки дети увидели на земле под деревом насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Некоторые дети выразили радость и неподдельный интерес, часть детей испугались и даже отказались понаблюдать за насекомыми. В ходе последующей беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Занятие позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Актуальность темы.
Непосредственно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях, в альтруистической деятельности. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.
Цель проекта.
Обогатить знания детей о разнообразии насекомых в природе. Дать детям представление о различных насекомых, о роли того или иного насекомого в природе. Познакомить детей с образом их жизни. Воспитывать уважение и заботливое отношение ко всему живому.
Задачи проекта.
Познавательное развитие: Развивать познавательную активность. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы. Воспитывать бережное отношение к природе.
Речевое развитие: формировать навыки составления короткого рассказа о насекомых.
Развивать умение отвечать на вопросы и вести диалог.
Развивать мышление, воображение, память, обогащать словарный запас.
Рассматривание плакатов, иллюстраций, картинок о насекомых.
Учить слушать художественные произведения, отгадывать загадки.
Развивать у детей интерес к устному народному творчеству, русским народным сказкам с героями-насекомыми.
Социально-коммуникативное развитие: развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности. Во время игр развивать интерес к окружающему миру.
Закрепить правила безопасного поведения при взаимодействии с насекомыми.
Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие способности. Учить запоминать и исполнять небольшие песенки, передавать в них художественный образ, эмоциональное настроение. Закреплять изобразительные умения детей.
Физическое развитие: учить передавать в движениях и жестах повадки некоторых насекомых. Формировать умение координировать речь с движениями.
Ожидаемый результат.
·          Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика; будут уверенно различать и называть характерные признаки разных насекомых.
·          Получат простейшие представления о некоторых особенностях насекомых: форма тела, количество ног, наличие крыльев. Узнают о способах передвижения и издаваемых звуках.
·          Научатся находить сходства и различия;
·          Овладеют обобщающим понятием «насекомые»;
·          У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
·          Дети смогут узнать о пользе или вреде, которую приносят насекомые людям и растениям.
·          Дети будут бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
·          У детей будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и, тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
·          Расширятся коммуникативные и творческие способности детей.
·          Обогатится словарный запас детей.
Ход занятия
1. Орг. момент.
-         Я сегодня проснулась рано и очень обрадовалась, увидев солнышко – ласковое и теплое. Настроение сразу поднялось! Надеюсь, и у вас оно тоже хорошее.
-         Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу.
-         Какое сейчас время года? (Весна. Правильно)
-         Что же происходит в природе весной? (Становится тепло, возвращаются птицы, травка зеленеет, появляется много букашек, червячков)
-         Сегодня мы отправимся в путешествие на лесную поляну и познакомимся с ее обитателями. Узнаем как из зовут, и полюбуемся красотой, которая нас окружает. И вы сами превратитесь в настоящих насекомых (заранее приготовить костюмы)
-         А вот на чем мы отправимся путешествовать, вы узнаете, соединив две картинки. Что получилось) Паровозик. Поехали! (звучит музыка «Паровозик из Ромашково»)
2. Игра с движениями «Вагончик»
Подводим детей к столу с моделью лесной полянки.
-         Ну вот мы и приехали на полянку! (музыка – пение птиц)
-         Я вижу только цветы. Как они называются
-         Где же они – жители этой полянки?
3. Отгадывание загадок.
-         На полянке, я вижу, разложены карточки с загадками. Если вы их разгадаете, то увидите жителей полянки.
Он строитель настоящий,
Деловитый, работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)

Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок,
Пьет хоботком душистый сок. (Бабочка)
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик)
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
На спине кружочки —
Черненькие точки. (Божья коровка)
4. Насекомых поместить в цветы и рассказать о них
-         Посмотрите, как много маленьких жителей появилось на нашей полянке. Давайте их рассмотрим.
-         Вот… Это кто? (кузнечик)
-         А как ты догадался? (У него стройное тело, очень длинные усы и мощные ноги.
-         Знаешь, где у кузнечика уши? (Представь себе, на ногах)
-         А у тебя где уши? На голове. Любит пить кузнечик сок растений, нектар цветов и даже кушать насекомых: бабочек, мух, личинок.
-         Вот присела красавица… (бабочка)
-         Солнечным днем кружится бабочка, стрекоза порхает над разноцветными душистыми цветами, словно танцует.
-         Дети приглашаю и вас потанцевать!

4. Гимнастика для глаз под музыку Эдварда Грига – «Утро».
- Я держу в руках игрушечную стрекозу.
Следите глазами за ней.
Стрекоза летает повсюду:
Налево летит, направо летит.
Стрекоза порхает по кругу,
Вверх, вниз…и назад спешит.
-         А кто из них самый сильный?
-         Самый сильный… (показываю муравья) муравей!
-         Сам маленький, да удаленький, незаметно ходит, больше себя носит. Он может носить соломинки, хвоинки и строить себе дом.
-         Как называется дом у муравья? (Муравейник)
-         Найди его на полянке.
-         А теперь вспомним считалочку: «Божья коровка, полети на небо, принеси мне хлеба, только не горелого». Приглашаю вас поиграть, проверим, кто же у нас самый внимательный.

5. Сенсорная развивающая игра "Божья коровка". Развитие памяти, закрепление знания цветов.
Ход игры:
- Перевернуть кружки пластилином вниз, разместив на туловище божьей коровки;
- Предложить ребенку перевернуть кружок, посмотреть и запомнить цвет. Положить кружок опять цветом вниз.
- Ребенок поднимает кружки и запоминает, где какой цвет. Когда совпадают два цвета, кружки остаются лежать пластилином вверх.
-         Посмотрите, какая яркая божья коровка. Ее хорошо видно в траве и на коре дерева, ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Открою вам секрет, коровка сама умеет защищать себя от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест!
6. Пальчиковая гимнастика.
Я весёлый майский жук.
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу.
Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.
Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.
Сжать кулачок, указательный палец вперёд (хоботок). Мизинец и большой пальцы, расслабив опустить вниз – «лапки»
Пчела села на цветок,
Пьёт она душистый сок.
Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.
7. Дидактическая игра «Найди насекомое». Оборудование: лист крафтовой бумаги с изображениями насекомых и кружки из картона (на каждого ребенка свой цвет)
-         Ребята, на лужайке переполох и насекомые попрятались кто куда! Поможете их отыскать? Держите кружочки, ищите насекомых и накрывайте его. Кто первый справится?

8. Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым! Насекомые вас всех благодарят. Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова:Закройте глаза и повторяйте за мной:
- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
- Вам понравилось быть насекомыми?
- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
- Какая игра вам больше всего понравилась?
Вы все сегодня были молодцы!
9. Релаксация. «Порхание бабочки»
Воспитатель:- Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем. Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми. Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообрази те себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к. (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу!
Список литературы
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса.
2. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
3. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика- Синтез, 2010.
4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
6. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? - М., 2003.
7. Скоролупова О. А. Весна. Насекомые. Перелетные птицы. - М., 2008.
8. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. – М.:Росмэн, 2008.