Московая Е.С., Емельянова О.А. Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников с ОВЗ «Наши друзья – насекомые. Весеннее пробуждение»
Тема: "Наши друзья – насекомые. Весеннее пробуждение" в подготовительной группе с использованием здоровьезберегающих, игровых технологий. Тип проекта – познавательно-творческий. Участники проекта – воспитатели, дети 5-7 лет. Проблема. Во время прогулки дети увидели на земле под деревом насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Некоторые дети выразили радость и неподдельный интерес, часть детей испугались и даже отказались понаблюдать за насекомыми. В ходе последующей беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Занятие позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность. Актуальность темы. Непосредственно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях, в альтруистической деятельности. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен. Цель проекта. Обогатить знания детей о разнообразии насекомых в природе. Дать детям представление о различных насекомых, о роли того или иного насекомого в природе. Познакомить детей с образом их жизни. Воспитывать уважение и заботливое отношение ко всему живому. Задачи проекта. Познавательное развитие: Развивать познавательную активность. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы. Воспитывать бережное отношение к природе. Речевое развитие: формировать навыки составления короткого рассказа о насекомых. Развивать умение отвечать на вопросы и вести диалог. Развивать мышление, воображение, память, обогащать словарный запас. Рассматривание плакатов, иллюстраций, картинок о насекомых. Учить слушать художественные произведения, отгадывать загадки. Развивать у детей интерес к устному народному творчеству, русским народным сказкам с героями-насекомыми. Социально-коммуникативное развитие: развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности. Во время игр развивать интерес к окружающему миру. Закрепить правила безопасного поведения при взаимодействии с насекомыми. Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие способности. Учить запоминать и исполнять небольшие песенки, передавать в них художественный образ, эмоциональное настроение. Закреплять изобразительные умения детей. Физическое развитие: учить передавать в движениях и жестах повадки некоторых насекомых. Формировать умение координировать речь с движениями. Ожидаемый результат. · Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика; будут уверенно различать и называть характерные признаки разных насекомых. · Получат простейшие представления о некоторых особенностях насекомых: форма тела, количество ног, наличие крыльев. Узнают о способах передвижения и издаваемых звуках. · Научатся находить сходства и различия; · Овладеют обобщающим понятием «насекомые»; · У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым. · Дети смогут узнать о пользе или вреде, которую приносят насекомые людям и растениям. · Дети будут бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым. · У детей будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и, тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним. · Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. · Обогатится словарный запас детей. Ход занятия 1. Орг. момент. - Я сегодня проснулась рано и очень обрадовалась, увидев солнышко – ласковое и теплое. Настроение сразу поднялось! Надеюсь, и у вас оно тоже хорошее. - Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу. - Какое сейчас время года? (Весна. Правильно) - Что же происходит в природе весной? (Становится тепло, возвращаются птицы, травка зеленеет, появляется много букашек, червячков) - Сегодня мы отправимся в путешествие на лесную поляну и познакомимся с ее обитателями. Узнаем как из зовут, и полюбуемся красотой, которая нас окружает. И вы сами превратитесь в настоящих насекомых (заранее приготовить костюмы) - А вот на чем мы отправимся путешествовать, вы узнаете, соединив две картинки. Что получилось) Паровозик. Поехали! (звучит музыка «Паровозик из Ромашково») 2. Игра с движениями «Вагончик» Подводим детей к столу с моделью лесной полянки. - Ну вот мы и приехали на полянку! (музыка – пение птиц) - Я вижу только цветы. Как они называются - Где же они – жители этой полянки? 3. Отгадывание загадок. - На полянке, я вижу, разложены карточки с загадками. Если вы их разгадаете, то увидите жителей полянки. Он строитель настоящий, Деловитый, работящий. Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок, Пьет хоботком душистый сок. (Бабочка) Этот маленький скрипач Изумрудный носит плащ. Он и в спорте чемпион, Ловко прыгать может он. (Кузнечик) Всех жучков она милей, Спинка алая у ней. На спине кружочки — Черненькие точки. (Божья коровка) 4. Насекомых поместить в цветы и рассказать о них - Посмотрите, как много маленьких жителей появилось на нашей полянке. Давайте их рассмотрим. - Вот… Это кто? (кузнечик) - А как ты догадался? (У него стройное тело, очень длинные усы и мощные ноги. - Знаешь, где у кузнечика уши? (Представь себе, на ногах) - А у тебя где уши? На голове. Любит пить кузнечик сок растений, нектар цветов и даже кушать насекомых: бабочек, мух, личинок. - Вот присела красавица… (бабочка) - Солнечным днем кружится бабочка, стрекоза порхает над разноцветными душистыми цветами, словно танцует. - Дети приглашаю и вас потанцевать!
4. Гимнастика для глаз под музыку Эдварда Грига – «Утро». - Я держу в руках игрушечную стрекозу. Следите глазами за ней. Стрекоза летает повсюду: Налево летит, направо летит. Стрекоза порхает по кругу, Вверх, вниз…и назад спешит. - А кто из них самый сильный? - Самый сильный… (показываю муравья) муравей! - Сам маленький, да удаленький, незаметно ходит, больше себя носит. Он может носить соломинки, хвоинки и строить себе дом. - Как называется дом у муравья? (Муравейник) - Найди его на полянке. - А теперь вспомним считалочку: «Божья коровка, полети на небо, принеси мне хлеба, только не горелого». Приглашаю вас поиграть, проверим, кто же у нас самый внимательный.
5. Сенсорная развивающая игра "Божья коровка". Развитие памяти, закрепление знания цветов. Ход игры: - Перевернуть кружки пластилином вниз, разместив на туловище божьей коровки; - Предложить ребенку перевернуть кружок, посмотреть и запомнить цвет. Положить кружок опять цветом вниз. - Ребенок поднимает кружки и запоминает, где какой цвет. Когда совпадают два цвета, кружки остаются лежать пластилином вверх. - Посмотрите, какая яркая божья коровка. Ее хорошо видно в траве и на коре дерева, ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Открою вам секрет, коровка сама умеет защищать себя от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест! 6. Пальчиковая гимнастика. Я весёлый майский жук. Знаю все сады вокруг. Над лужайками кружу, А зовут меня Жужу. Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими. Не кусай, комарик злой! Я уже бегу домой. Сжать кулачок, указательный палец вперёд (хоботок). Мизинец и большой пальцы, расслабив опустить вниз – «лапки» Пчела села на цветок, Пьёт она душистый сок. Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки. 7. Дидактическая игра «Найди насекомое». Оборудование: лист крафтовой бумаги с изображениями насекомых и кружки из картона (на каждого ребенка свой цвет) - Ребята, на лужайке переполох и насекомые попрятались кто куда! Поможете их отыскать? Держите кружочки, ищите насекомых и накрывайте его. Кто первый справится?
8. Итог занятия. Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым! Насекомые вас всех благодарят. Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова:Закройте глаза и повторяйте за мной: - Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати! - Вам понравилось быть насекомыми? - А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему? - Какая игра вам больше всего понравилась? Вы все сегодня были молодцы! 9. Релаксация. «Порхание бабочки» Воспитатель:- Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем. Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми. Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообрази те себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к. (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три»откройте глаза. Улыбнитесь друг другу! Список литературы 1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса. 2. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. 3. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика- Синтез, 2010. 4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. 6. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? - М., 2003. 7. Скоролупова О. А. Весна. Насекомые. Перелетные птицы. - М., 2008. 8. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. – М.:Росмэн, 2008.