Выпуск № 40 (66) 2020

Середа О.Ю. Преемственность в содержании обучения детского сада и школы как основа сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников

Одной из актуальных проблем современного образовательного процесса является проблема преемственности. Вопрос об осуществлении преемственности не является новым, однако каждый год данная тема рассматривается по-новому, в процессе внедрения новых технологий, методов и приемов обучения.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федерального государственного образовательного стандарта начального школьного образования выступает важным этапом преемственности дошкольного учреждения и школы.
Проблема преемственности между детским садом и школой существует уже давно, но в настоящее время, как никогда раньше, она стала актуальной, так как различия в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, которые получают дети на разных этапах образования, существенны. Отчасти проблема заключается в недостаточном знании педагогами специфики работы смежной системы образования. Именно Федеральные государственные образовательные стандарты являются регуляторами этих отношений между дошкольным и начальным общим образованием, являясь при этом важной ступенью преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду представляет собой его переход в другое культурное пространство, другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития.
Б.Г. Ананьев считает преемственность развитием во времени системы знаний обучающихся в процессе обучения их основам наук. Преемственность происходит на уроке или в образовательной ситуации в ходе связывании нового изучаемого материала с недавно или давно усвоенными знаниями о сходных явлениях действительности [1].
И.И. Гончарова, с позиций гуманистического подхода к образованию, рассматривает преемственность педагогическим процессом обеспечения закономерной связи между этапами развития ребенка [2]. Данный подход предполагает формирование педагогических, психологических и организационных условий, способствующих целостному и поступательному развитию личности в период перехода от дошкольного к школьному обучению.
Основной целью, стоящей перед нами, является обеспечение единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования в контексте закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных стандартов дошкольного образования и начальной общей школы, придание педагогическому процессу целостного последовательного и перспективного характера.
План включает организацию работы по преемственности по трём направлениям: методическая работа с педагогами; работа с детьми; работа с родителями.
Действуют следующие формы осуществления преемственности.
Экскурсии в школу позволяет детям ощутить себя учениками, посидев за партой, познакомиться с важными для школьников помещениями – библиотекой, столовой, спортивным залом.
Участие учителей начальных классов в проведении родительских собраний в дошкольном учреждении предполагает знакомство с программами, которые реализуются в школе, требованиями, предъявляемыми к будущим первоклассникам, приобретениями, необходимыми для поступления в школу, с ролью родителей в период адаптации к школе и т.д.
Проводятся взаимопосещения уроков в первом классе школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятия в детском саду приглашаются учителя, которые будут набирать 1 классы.
Проведение совместных мероприятий с первоклассниками и детьми подготовительной группы – спортивные, театральные развлечения и др.
Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий «Школа будущего первоклассника», организованных при школе и др.
Работа с детьми направлена на ознакомление дошкольников с понятием «школа». Дети узнают: что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена? и так далее. Для поддержания у детей устойчивого интереса используются разнообразные формы работы:
- непосредственно образовательная деятельность;
- беседы о школе;
- рассматривание картины «школа» и иллюстраций на школьную тематику;
- экскурсии в школу, в школьную библиотеку, спортивный зал;
- чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений. Буккроссинг;
- ознакомление с пословицами и поговорками;
- рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них;
- словесные и дидактические игры на школьную тематику;
- сюжетно-ролевая игра «школа»;
- совместные мероприятия с начальной школой и деловой библиотекой, посвященные недели книги и с участием писателей и поэтов Белгородчины и др.
Кроме этого, как в ДОУ, так и школе можно использовать такое направление как буккроссинг, т.е. книговорот» («движение книг» от человека к человеку). Книжная библиотека, находится в холле детского сада, и в классе в школе, доступна для всех участников образовательного процесса. Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось.
Активно применяется квест-технология. Понятие «квест» обозначает «игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока».
В практике рекомендуем использовать такие виды квестов как:
- компьютерные, которые представляют собой интерактивную историю с главным героем;
- квесты на природе (улице, парке и т.д.);
- комбинированные.
По доминирующей деятельности воспитанников мы реализуем исследовательский, информационный, творческий, поисковый и игровой квесты.
Таким образом, если педагоги обоих образовательных систем более глубоко и серьезно подойдут к решению проблем преемственности, то итогом данных мероприятий будет успешная адаптация и обучение детей в школе. Еще Надежда Константиновна Крупская, отмечая органическую связь детского сада и школы, подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень…».
Библиографический список
1.       Ананьев Б.Г. О преемственности в обучении. М.: АРКТИ, 2007. 259 с.
2.       Гончарова И.И. Формирование профессиональной готовности педагога к обеспечению преемственности дошкольного и начального образования. М., 2004. 22 с.