Меню - Вестник дошкольного образования
Выпуск № 40 (66) 2020

Воликова А.В. Методическая разработка по ФЭМП у детей среднего дошкольного возраста «Геометрические фигуры»

Цель занятия: Уточнить и расширить представления детей о многообразии геометрических фигур и их свойствах.
Задачи:
Образовательные: закреплять представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; умение выделять их характерные признаки. Закреплять количественный счет в пределах 10, порядковый счет в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством предметов в пределах 5; умение увеличивать и уменьшать число на единицу в пределах 5.
Развивающие: мышление, внимание, память, речь, формировать навыки самоконтроля.
Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе.
Методические приемы: наглядные, практические, словесные, игровые
Формируемые УУД: формирование самостоятельности, инициативы, исследовательского стиля мышления посредством использования информационно-коммуникационных технологий; умения перерабатывать полученную информацию; способствовать развитию умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать.
Ресурсы для проведения занятия: мультимедийная презентация, аудиозапись, проездные билеты, геометрические фигуры белого цвета (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), индивидуальные листы-раскраски, мяч, письмо в конверте, записка в бутылке, базовый набор геометрических фигур на каждого ребенка, цветные карандаши, набор цифр до 5 на каждого ребенка.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Собрались в большой мы круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо из волшебной страны «Математика», давайте его прочтем.
 (Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаем вас в гости, на наш великолепный остров. Обещаем, что вам не придется скучать.
Жители страны «Математика»)
Воспитатель: Ну что, мы принимаем приглашение?
Ответ детей
Воспитатель: Тогда в путь! Только вот в чем вопрос, на чем же мы доберемся до острова?
Ответы детей
Воспитатель: Отличная идея. А поплывем мы на нем по широкому, бескрайнему морю. А что вы знаете о море?
Физкультминутка «Море»
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка»)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи)
Основная часть
Воспитатель: Наше судно уже причалило, и нам пора занимать свои места на палубе. Занимать места мы будем согласно посадочных мест. Каждый из вас возьмет себе проездной билет. (На каждом билете изображена одна из геометрических фигур- треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник. Фигуры на билетах отличаются цветом и размером).
Воспитатель: Посмотрите, на палубе есть несколько секторов, каждый из которых обозначен одной из геометрических фигур. Ваша задача отыскать свой сектор, используя изображение на своем билете, и занять место.
Игра «Соотнеси по форме»
Воспитатель: Вы отлично справились с заданием. Ну что, полный вперед!
 (Звучит аудиозапись «Звуки моря»)
Чтобы скоротать время в пути, я предлагаю вам поиграть.
Игра «Пинг понг»
Цель: закрепление порядкового счета в пределах 10.
Воспитатель: Сейчас мы с вами посчитаем до 10, но считать будем по очереди. Одно число буду называть я, другое вы хором.
Воспитатель: Молодцы! Отличная получилась игра.
Игра «Подумай и ответь»
Цель: увеличение и уменьшение числа в пределах 5 на единицу.
Воспитатель: Продолжаем. Я скажу вам число и предам мяч одному из вас, а вы мне назовете число, которое на 1 больше (меньше) моего.
Воспитатель: Отлично! Вы прекрасно справились с заданием!
 (Звучит аудиозапись «Крики дельфинов». Воспитатель обращает внимание на экран. На слайде появляется дельфин и бутылка с запиской)
Воспитатель: Ребята, посмотрите! Дельфин нам принес послание, запечатанное в бутылке. Давайте быстрее откроем и прочтем.
 (Дорогие друзья! Мы очень рады встрече с вами. Мы очень забавные жители страны «Математика». Чтобы получить разрешение причалить к нашему острову, вам необходимо отгадать загадки и ответь на вопрос: «Кто мы?».)
Воспитатель: Ну что ребята, разгадаем загадки?
Ответы детей.
Загадки.
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … (круг)
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отгадали все загадки. Посмотрите, нас уже встречают. Как можно назвать одним словом всех этих жителей необыкновенного острова? (На экране появляются фигуры – отгадки)
Ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно. Это очень веселые и забавные жители страны «Математика». Они любят разные игры и хотели бы с вами поиграть.
Вот вам и первая игра.
Дети перемещаются за столы.
Игра «Посмотри и повтори»
Задание: Каждый ребенок, используя набор геометрических фигур, составляет картинку. Образец выводится на экран).
Воспитатель: Отлично! Все справились с заданием. Геометрические фигуры вас благодарят за игру. (на экране выведены геометрические фигуры, появляется дополнительная фигура – овал).
Посмотрите, к нам присоединилась еще одна фигура. Кто знает, как она называется?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Про него говорят так:
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг овал.
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть в прятки?
Ответы детей.
Воспитатель: Геометрические фигуры предлагают нам сыграть в прятки, прятки необычные, а математические.
Игра «Кого не стало»
Задание: На экран выводятся картинки с изображением геометрических фигур базового набора. Каждый слайд отличается от предыдущего одной фигурой. Дети внимательно смотрят на экран и угадывают какой фигуры не хватает.
Воспитатель: Вот это прятки! А теперь, посмотрите внимательно на экран, сосчитайте все геометрические фигуры. Сколько их?
Ответы детей.
Кто стоит первым в ряду?
Каким по счету стоит прямоугольник?
Каким по счету стоит треугольник?
Какая фигура стоит второй?
Воспитатель: Отлично!
Перед вами лежат цифры от 1 до 5, покажите мне цифру, которая обозначает количество всех изображенных геометрических фигур.
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем играть.
Игра «Посмотри и покажи»
Игра проводится в достаточно быстром темпе. На экран выводятся фигуры базового набора в определенном количестве. Дети считают фигуры на экране и показывают цифру, которая обозначает их количество. После чего слайд меняется на новый.
Воспитатель: Вы отлично справляетесь! Геометрические фигуры очень довольны! Они приготовили для вас подарок – это раскраски. У каждого из вас будет картинка, которую нужно будет сделать яркой и красочной, следуя подсказке. Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5
И фигуры называть:
Вот квадрат, а вот кружок
Треугольник и овал,
А еще прямоугольник,
И не трудно сосчитать
Их по счету ровно пять.
Индивидуальная работа с раскраской.
Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас получились прекрасные картинки! Но нам пора возвращаться в детский сад. Прошу всех собраться на палубе.
 (Дети становятся в круг на ковре)
Воспитатель: Отдать швартовые! Полный вперед!
Физкультминутка «Морской мир».
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины.
 (круговые движения от груди руками)
Не пугает их волна
Рядом плещется она.
 (покачивание туловища из стороны в сторону)
Проплывает мимо кит
и дельфинам говорит:
 (изображение движения рыбки руками)
Вы дельфины не шумите,
 (грозят пальцем)
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять
 (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать.
 (легкий бег по ковру)
Итог.
Воспитатель: Ну вот мы и вернулись. Вам понравилось наше путешествие?
Что запомнилось вам больше всего?
Что было выполнить сложнее?
Давайте похлопаем и поблагодарим друг друга за прекрасно выполненную работу.
Электронные ресурсы:
1.       https://doshkolnik.net/fizkultminutki/morskaya-fizminutka.html
2.       https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-privetstvii-dlja-zanjatii.html
3.       https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-matematike-dlja-srednei-grupy-geometricheskie-figury.html
4.       https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/10/22/zagadki-o-geometricheskih-figurah