Но нежелание общаться со своими детьми (из-за нехватки времени, из-за усталости), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Именно тесное взаимодействие между родителями и педагогами позволяет комплексно решать проблему развития коммуникативной инициативы.
Одной из форм совместной работы педагога, родителя и ребенка по развитию инициативы является создание книжек-малышек. Совместный труд сближает и объединяет людей. При создании книжек-малышек идет совместная работа и ребенка и родителя. Были использованы различные методы – рисование красками, карандашом, пальчиковая техника рисования, аппликация (детки сами вырезали и приклеивали), вставка своих фотографий, использование наклеек.
Хочу отметить, что родители очень ответственно подошли к созданию книг. Вроде бы все объяснила, рассказала, все кивали головой, что все понятно. Но переспав с этой мыслью, на следующий день все подходят и задают столько вопросов- а как скреплять? А как лучше сделать? А что именно указать? А сколько страниц? А формат лучше какой? По-доброму посмеялись все вместе и сделали.
Такую работу я провожу для того, чтобы налаживать более теплые и дружеские отношения с родителями. Также это позволяет мне понять, на кого я могу положиться, на кого могу рассчитывать, кто откликнется и с радостью выручит и поможет, а кто, наоборот, вообще далек от творчества, кому в тягость такая деятельность, неинтересно. Некоторые родители (единицы, конечно) вообще забыли про книжку, и сделали за ночь то, что смогли. Но в большинстве случаев, как правило, я вижу положительный настрой и желание сотрудничать.
Еще одна из форм развития и поддержки инициативы детей в коммуникативной деятельности является использование ИКТ технологий. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности позволило сделать процесс подачи знаний в развитии ребёнка более современным, разнообразным, насыщенным. Информация подаётся живо и быстро, открывает возможность подготовки дидактического материала красочного и эстетического. Материал может быть самым разнообразным: презентации, слайды, конспекты непосредственно образовательной деятельности. Есть возможность рассмотреть сложный материал поэтапно. Можно детально остановиться на вопросах, взывающих затруднения.
Также большую помощь оказывают презентации, где ребята учатся решать задачи. Раньше мы использовали наборное полотно. А теперь в презентации все красочно, да еще и с движением, что опять же, повышает интерес ребенка.
Детские презентации – один из самых действенных способов помочь ребенку усвоить новую информацию. Это настоящее «обучением с развлечением»! Это дает каждому ребенку почувствовать «ситуацию успеха». Составленный алгоритм создания детских презентаций позволил детям совместно с родителями подготовить их самостоятельно и представить в группе.
Проектная деятельность широко используемая мною помогает связывать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Внедрение в образовательный процесс проектной технологи позволило детям найти новый способ проявления инициативы и самостоятельности, дети стали проводить в группе «мастер – классы», делится опытом и интересными фактами на различные темы.
Данный опыт позволяет повысить у детей самооценку среди сверстников, создать ситуацию успеха. Развивать у детей коммуникативные навыки и ораторское искусство, снять страх публичного выступления. Позволяет создать комфортные условия развития личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей.
Библиографический список:
Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
Комарова И.И. Информатизация системы образования. Страницы истории. М.: ИД «Карапуз», 2006. 142 с