Меню - Вестник дошкольного образования
Выпуск № 56 (131) 2021

Солодких Д.В. Экологическое воспитание дошкольников

«Вопрос экологического воспитания дошкольников важный, интересный и актуальный. В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышения уровня экологической воспитанности дошкольник
Воспитание экологической культуры дошкольников.
Удивительный мир природа….
Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать и думать.
Человек часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающейся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становиться мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.
Я глубоко убеждена в том, что ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче.
Вопрос экологического воспитания дошкольников важный, интересный и актуальный.
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышения уровня экологической воспитанности дошкольников.
Изучив данную литературу, я поставила перед собой цель.
Цель – воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь исходить из того, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.
Ребенок воспринимает природу, как что-то созданное специально для него, он деятель, экспериментатор «А что будет, если? », поэтому дети часто не отдают отчет своим действиям. Малыши восторгаются при виде яркого цветка или красивой бабочки, но в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья, сломать ветку дерева или кустарника, растоптать дождевого червяка. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и пробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме, как малыша, так и животного. Поэтому я стараюсь не только дать детям знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, но и научить ориентироваться в окружающей природной среде — в нашем общем Доме — и обеспечить свое безопасное проживание с разными соседями — животными и растениями.
Я должна дать своим детям экологическое воспитание, пробудить в них экологическое сознание.
Формирование у детей потребности в самостоятельном изучении природы. Реализация цели идет через решение следующих задач:
1. Совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально- исследовательского направления;
2. Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром;
3. Воспитывать совместно с родителями у детей эмоционально- положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.
Первое, что я сделала, это начала создавать развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, совместно с детьми мы начали оформление уголков и стен нашей группы.
Я считаю, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста будет более эффективно, если вся работа в этом направлении построена с учетом следующих принципов:
1. Научность.
Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Еще К. Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», т. е. «сообщений из разных областей науки, которые могут быть полезны для ребенка и выработки его миросозерцания». В то же время он отмечал, что с одной стороны, не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, с другой – не следует давать дошкольникам знания, которые превышают их умственный уровень развития.
2. Доступность.
Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Из экологического образования дошкольников должны быть исключены научные термины, однако содержание некоторых из них может быть объяснено детям в доступной и привлекательной форме.
3. Гуманистичность.
Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы и о самоценности природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете. При отборе методики экологического образования принцип гуманистичности подразумевает переход с авторитарной модели обучения и воспитания на личностно-ориентированную модель, педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым.
4. Прогностичность.
Принцип прогностичности предполагает воспитание привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе.
5. Деятельность.
Деятельностный подход – основа экологического образования дошкольников.
Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. Принцип деятельности лежит в основе различных экологических проектов.
6. Интеграция.
Принцип интеграции подразумевает экологизацию различных видов деятельности ребенка.
7. Системность.
Принцип системности это последовательное усвоение знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро».
Экологически развивающая среда моей группы включает:
1. Уголок природы, который включает в себя комнатные растения, календарь погоды;
- схемы с изображением погодных явлений, модели функций органов живого в природе;
- дидактические игры экологического содержания;
- аппликацию на тему «Улицы нашего города»
2. Уголок сенсорного развития
• материалы к сюжетно – ролевым играм
(«Зоопарк», «Путешествие в пустыню», «Больница» и т. п.)
• конструкторы пластмассовые и деревянные
• комплект мягких модулей для игр - путешествий
• зоологическое и ботаническое лото, домино, деревянные кубики
Динамическое панно
На панно изображены три экосистемы: лес, луг, водоем. В зависимости от темы, которую мы изучаем с детьми, на панно меняю наглядный материал.
Совместно с детьми мы раскрасили беседку. На подоконнике выращиваем травнички.
Формы работы:
·           циклы наблюдения за растениями в уголке природы и на участке,
·           целевые прогулки,
·           игровые и обучающие ситуации с использованием игрушек, мультипликационных персонажей.
·           экологические занятия, которые непосредственно закрепляются коллективной работой детей.
·           мини-библиотека в электронном виде,
·           мини – презентации на занятии.
·           использую проекты, которые обязательно включают в себя экспериментирование.
·           совместно с родителями организую экологические праздники для детей.
В свои занятия включаю игровые обучающие ситуации. Я предлагаю детям сюжет, беру на себя основную роль, а остальное распределяю между детьми. План, по которому развивается сюжет, соответствует логике решения дидактических задач.
В педагогическом процессе я использую как традиционные методы экологического образования, так и инновационные.
Одним из ведущих направлений является преемственность в работе с родителями, это не обходимо для того, чтобы ребенок знал, любил природу, относился к ней бережно и видел негативные отношения к ней. Для этого, по моему мнению, необходимо решить проблему, повышения уровня экологической культуры у родителей. Повышения уровня экологической культуры родителей невозможно осуществить без целенаправленной систематической работы с ними.
Организовала следующие виды деятельности по работе с родителями:
- Анкетирование, проведение опросов
- Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины
- Театрализованная деятельность, участие в выставках, смотрах – конкурсах
- Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации
- Ширмы, экологические стенды
- Дискуссии, семинары, практикумы, обмен опыта между родителями
При систематическом проведении работы по экологическому воспитанию дошкольников заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознании детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы.
Перспектива работы:
-совместный проект Дети-Родители-Воспитатели.
-Выпуск газеты дошкольной группы «Земля – наш дом», презентация
«Как не вредить природе».