Меню - Вестник дошкольного образования
Выпуск № 56 (131) 2021

Семенова Н.В. Использование детской журналистики как средства развития социально-коммуникативных и речевых способностей детей дошкольного возраста

Как часто в своем детстве мы слышали от старшего поколения: «Да, в наше время дети были другими….»
Одна из основных особенностей современного поколения: зависимость от цифровых технологий. Современные дети – это дети информационного века, информационного типа развития общества. Они не представляют свою жизнь без гаджетов и компьютера.
Современные дети более эрудированны и осведомлены об окружающем мире, легко и быстро воспринимают информацию, у них быстрее реакция, лучше развита внимательность. Однако они испытывают ряд трудностей: застенчивы, мало общаются и говорят, тяжело вступают в контакт со сверстниками и с взрослыми, не умеют разрешать конфликты.
Дошкольный возраст является периодом первоначального склада личности, когда ребенок приобретает первые знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к себе, другим людям, окружающему миру, вырабатываются навыки и привычки, складывается характер.
Таким образом, развитие социально-коммуникативных и речевых способностей детей дошкольного возраста являются актуальным.
Основная цель социально-коммуникативного развития – поддержка в ребенке уверенности в себе, развитие коммуникативных способностей и эмоционально-положительного отношения к окружающему миру. Речевое развитие, то есть овладение детьми культурой речи, предполагает два уровня. Первый уровень – это правильная речь, второй, более высокий – хорошая речь, для которой характерны все признаки культуры речи: правильность, точность, логичность, выразительность и т.д. Цель речевой работы с дошкольниками – развитие речи детей как средства общения.
Для достижения данных целей мы используем инновационную технологию «Детская журналистика».
Технологию организации детской журналистики предложили кандидат педагогических наук С. М. Жарков, доктор педагогических наук А. Н. Орлов, кандидат педагогических наук А. Ю. Дейкина. Основная идея технологии заключается в том, что ребенок – это юный журналист, это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, его изменение, красоту, его проблемы.
Детская журналистика является средством развития социально-коммуникативных и речевых способностей детей дошкольного возраста и способствует:
·          осознанию ребенком себя;
·          накоплению социального опыта и специфических знаний;
·          развитию процесса общения как главной составляющей социального развития;
·          установке положительного отношения к миру, к другим людям и к самому себе;
·          овладению речью как средством общения и культуры;
·          обогащению словаря;
·          развитию диалоговой структуры;
·          построению речевого высказывания в ситуации общения.
Составляющими детской журналистики как технологии являются: диалог, творчество, познание, саморазвитие.
Для успешной реализации детской журналистики необходимо:
·          развивающая предметно-пространственная среда;
·          профессиональная компетентность педагога;
·          совместная деятельность детей, родителей, педагога по намеченной теме.
Технология организации детской журналистики включает в себя два основных блока: познавательный и деятельностный. Каждый блок состоит из трех этапов. Познавательный блок включает в себя ознакомительный этап, этап знакомства с методом интервьюирования, с газетными жанрами и некоторыми понятиями в форме игры и этап создания необходимых условий. Деятельностный включает непосредственное интервьюирование или издание детьми собственного выпуска газеты, речевое сотворчество, продуктивную деятельность.
Интересно и увлекательно в подготовительной группе прошло итоговое родительское собрание на тему «Чем запомнится нам уходящий учебный год».
Цель родительского собрания: подведение итогов уходящего года с применением технологии «Детская журналистика».
Родительское собрание мы провели в нетрадиционной форме. Родителей и детей пригласили на программу «Открытая студия» для серьезного разговора. Тема выпуска - «Выпускник 2021 года». В программе были освещены следующие рубрики: «Репортаж с места событий», «Наши традиции», «Полезные советы», «Своими руками». В роли телеведущих, журналистов, корреспондентов, редакторов программы были дети. Телеведущие познакомили гостей студии с темой телепередачи и ее рубриками. Задали интересующие вопросы гостям студии.
Ведущие рубрики «Репортаж с места событий» узнали, какая атмосфера царит среди родителей наших выпускников, и определи, какими качествами должен обладать «Выпускник 2021».
Вспомнили и поговорили с ведущими рубрики «Наши традиции» о запомнившихся мероприятиях прошедшего года: мини-музее, экскурсии в пожарную часть, празднике «День защитника Отечества».
Инструктор по безопасности жизни и здоровья детей дал интервью специальному корреспонденту рубрики «Полезные советы», в котором напомнил родителям о правилах безопасности в летний период.
Родители и дети посетили редакцию газеты «Колокольчик». Главный редактор, а также журналисты, редакторы, корректоры, фотографы, дизайнеры работали над выпуском газеты «Интересная жизнь наших выпускников». Результат совместного творчества был представлен гостям студии.
Обаятельная ведущая прогноза погоды сообщила, что ожидается сильный ливень положительных эмоций. Грозовые тучи проблем и неприятностей пройдут мимо. Пожелала успехов в предстоящей учебе и творческих достижений нашим выпускникам.
В конце встречи дети и родители поделились своими впечатлениями. Данная форма проведения родительского собрания понравилась как родителям, так и детям.
Детская журналистика дает широкий образовательный спектр для развития социально-коммуникативных и речевых способностей детей дошкольного возраста, ее можно использовать для реализации любой образовательной области.




Библиографический список:
1. Дейкина А.Ю. Возраст творчества. Содержание и организация практических занятий по детской журналистике: Метод. рекомендации. – Бийск, 2001. – 40 с.
2. Коханая О. Е. Детская журналистика как творческий процесс // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 2. – С. 126 – 130.
3. Латышева, Н. Р., Медведева, И. Н. Детская журналистика // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. – № 8. – С. 24–29.