Выпуск № 30 (56) 2020

Иванова И.В. Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе воспитателя ДОУ

Современная педагогика стала уделять особое внимание детям с ограниченными возможностями здоровья. Появляются всё новые действенные направления в коррекции и развитии «особых» детей.Один из таких нетрадиционных методов – это арт-терапия, что в переводе означает «терапия искусством». Одним из направлений арт-терапии является пескотерапия.
Песочная терапия для детей ­– это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей ребёнка, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания; развивать мелкую моторику рук. Снимается внутреннее напряжение, появляется уверенность в себе. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Все это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Перенос традиционных занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Использование песка на коррекционных занятиях далеко не ново, но как отдельная сформированная методика, пескотерапия стала инновационной. С внедрением федерального государственного образовательного стандарта коррекционная педагогика модернизируется и формирует необходимость применять современные технологии для максимального повышения уровня образования. Техника игры с песком очень актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как практически «особый» ребёнок страдает:
·          Трудностями в общении;
·          Повышение агрессией;
·          Неврозами;
·          Замкнутостью;
·          Тревожностью;
·          Психосоматическими заболеваниями;
·          Стрессами, вызванными социальными конфликтами;
·          Недоразвитием познавательных функций;
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние: возбужденные дети успокаиваются, становятся значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самопознания), учится понимать себя и других.
Дети с огромным желанием и радостью играют с песком, но специалистам стоит помнить, что песочная терапия имеет свои противопоказания:
·          Гиперактивность;
·          Аллергические реакции на пыль и мелкие частицы;
·          Болезни кожи;
·          Болезни лёгких
Оборудование и правила работы с песком
·          Деревянный ящик размерами 90/70/10, именно такие габариты имеет оптимальное поле зрительного восприятия ребёнка. Предпочтительно ящик должен быть голубого цвета, что не только символизирует небо и воду, но и оказывает успокаивающее действие на детскую психику. Песочница должна быть водонепроницаемая, поскольку техники песочной терапии предусматривают игры не только с сухим песком, но и с мокрым. На усмотрение специалиста обычный песок может быть заменён на цветной или на морскую соль.
·          Ящик-песочница на 2/3 заполняется песком, который должен быть не слишком мелким и не очень крупным. Предпочтение отдается жёлтому или светло-коричневому цветам, что так же положительно влияет на психологическое состояние. Перед помещением в песочницу его нужно просеять, помыть и обязательно прокалить в духовке или обеззаразить кварцем. Кварцевый песок нужно регулярно один раз в неделю, предпочтительно, если на внутренней стороне ящика будет прикреплена бирка с указанием даты последнего кварцевания. Перед занятием с сухим песком его необходимо слегка сбрызнуть водой, а мокрый после игр просушить.
·          Коллекция миниатюрных фигурок и инструментов. В идеале будет, если все фигурки будут разделены на тематические группы:
-животные,
-люди,
-посуда,
-строительство,
-летающие насекомые,
-природные элементы,
-растения,
-транспорт,
-лопатки и формочки,
-аксессуары (пуговицы, украшения, кусочки ткани, вата) и т.д.
Не стоит забывать, что в песочной терапии могут использоваться не только готовые статуэтки, но и самостоятельно изготовленные фигурки из пластилина или солёного теста. Чем обширнее будет коллекция, тем больше возможностей для упражнений. Храниться все фигурки должны в отдельных контейнерах.
Занятия пескотерапией очень увлекательны, как для детей, так и для взрослых, но нужно усвоить несколько основных правил:
·          На детях должны быть клеёнчатые фартуки,
·          Дети должны твёрдо усвоить, что песок из песочницы не выкидывается и ни в коем случае не берётся в рот,
·          После занятия руки тщательно моются и насухо вытираются,
·          Все фигурки и атрибуты игры после занятия убираются строго по своим местам.
Игры и упражнения с песком
Ведущие специалисты, практикующие пескотерапию, все игры и упражнения делят на основные виды:
1. Адаптационные игры – упражнения, с которых следует начинать знакомство с песком. Именно в этот период ребята усвоят нормы и правила игр с песком. Все упражнения этого цикла основываются на тактильные ощущения. А поскольку это первые ощущения в жизни человека, то и игры, основывающиеся на тактильные чувства, будут самыми результативными. «Дождик», «Ручеёк» - при помощи песка изображается данное природное явление, «Необыкновенные следы» - отпечатываются пальцами, кулачками и ладошками следы несуществующих существ, «Прятки» - фигурки прячутся в песке, «Узоры» - рисование на поверхности песка, «Сеем, сеем» - просеивание песка через сито, возможно с нахождением каких-либо фигурок и многие другие. Возможен вариант, что ребёнок сам придумает какую-либо игру.
2. Обучающие игры – это игры, которые позволяют улучшить процесс обучения ребёнка. Подбор таких игр зависит от того, в какой области у ребёнка отставание в учебных знаниях, умениях и навыках. «Нарисуй букву, цифру», «Найди букву, цифру», «Дорисуй букву, цифру», «Найди нужное количество», «Найди по инструкции», «Найди по описанию» и многие другие.
3. Познавательные игры позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире и самом себе, познавать многогранность окружающей действительности. К таким играм относятся разнообразные «Загадки» и «Путешествия», «Фантастические, географические и исторические турниры и состязания».
4. Проективные игры – создание ситуаций, при проигрывании которых, взрослый «расшифровывает» ребёнка, понимает определённые причины его поведения и поступков. Используя полученные сведения, специалисты корректируют все «минусы» детей. «Моя семья», «Мои друзья», «Моя сказка», «Я волшебник», «Мой сон», «Нарисуй картину», «Волшебный город» и другие.
Примеры некоторых упражнений
«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
«Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
Выложить фишками геометрическую фигуру.
Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").
Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.
Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
Игра "Мой город". Педагог дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
«Песочная аппликация.» Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.
«Дорожки из песка». Покажите ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).
Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.
Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.
Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.
- Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).
- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы.
Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие).
Упражнение «Песочный дождик» (Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
Игра «Кто это был?» (Р.Г.Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.
Игра «Какой звук лишний?»
- А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.)
- А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок:
- р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф)
- д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м)
- ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р)
- з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).
Игра «Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке.
- та-ка-па
- па-ка-та
- га-ба-да
- по-бо-по
- пу-бу-пу
С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.
Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.
Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
Упражнение "Необыкновенные следы".
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
Как должен вести себя педагог, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила:
-Присоединение к ребенку.
Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины.
-Искренняя заинтересованность.
Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный, открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в этом мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
-Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике.
Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи ребенку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.
Песочная терапия – это мир, где ребёнок чувствует себя свободно и в безопасности, где он Творец, открывающий все свои внутренние желания и мечты. Ведь именно К. Юнг говорил: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир… Всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».


Библиографический список
1.       Дурова Н.В. УМК об учении дошкольников грамоте издателя Школьная пресса, 2016 г.
2.       Голубева Г.Г. коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое пособие. СПб, 2000г.
3.       Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии –СПб., 2007.
4.       Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии.- СПб., 2001.
5.       Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту – СПб., 2006.