Выпуск № 47 (122) 2021

Шеранова А.И., Усеинова Э.М. Подвижные игры в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с разнообразием стран мира

Одной из главных задач работников ДОО, является организация оптимально активной и насыщенной позитивными эмоциями жизнедеятельности детей дошкольного возраста, которая обеспечивала бы их счастливое и полноценное развитие ребенка как личности. Обязательным условием является то, что ребенок должен быть активным и творческим участником данного процесса.
Дошкольный возраст считается сензитивным в развитии физических качеств. В то же время исследователи отмечают единство физического и умственного развития. Основоположником идеи гармоничного развития личности, основанной на единстве умственного и физического развития человека, является П.Ф. Лесгафт.
В связи с этим необходимо отметить, что одним из основных средств гармоничного развития ребенка, формирования позитивного отношения к окружению, окружающей среде, оптимального эмоционального состояния являются подвижные игры, которые могут способствовать не только физическому развитию ребенка, но и, например, ознакомлению с разнообразием стран мира.
Игры в отечественной дошкольной педагогике всегда рассматривались как основное средство, метод и форма обучения, воспитания и развития дошкольников. Применение некоторых подвижных игр по упрощенным правилам уже в дошкольном возрасте, облегчают начальный период обучения в школе. Кроме того, подвижные игры позволяют ребенку овладеть разнообразными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество.
В отечественных комплексных программах развития, обучения и воспитания для ДОО «От рождения до школы», «Детство», «Истоки» и др. предполагается использование подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников. Физкультурные занятия, построенные на основе использования элементов подвижных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников.
Подвижные игры организовываются и вне занятий, чаще всего, на прогулке. В этом случае удовлетворяется потребность общения со сверстниками, которая развивается в игровой деятельности, поскольку ребенку необходимо устанавливать игровые контакты, соблюдать игровые нормы поведения, приспосабливаться к игровой ситуации, владеть навыками игровой деятельности. Дети, реализуя потребность в движениях, закрепляют основные двигательные действия, и в то же время учатся быть членами игрового коллектива, согласовывая свои действия с действиями других игроков, проявлять инициативность, самостоятельность, настойчивость, осваивают навыки владения собой.
Решая вышеперечисленные задачи, воспитатель дошкольной образовательной организации, может ставить перед собой и задачу ознакомления детей с разнообразием стран мира и, соответственно, народами, в них проживающими. Для этого ему пригодится подборка подвижных игр разных народов.
Русские народные игры в различных вариациях представлены в сборнике М. Литвинова [2]. Подвижные игры бурят, дагестанцев, башкир, осетинцев, татар, мордвы, коми, украинцев, белорусов, узбеков, казахов, азербайджанцев и других народов, проживающих на территории бывшего Советского Союза, можно найти в сборнике А. Кенеман [1].
Приведем некоторые из них:
Русская народная игра «Челночок».
Все участники игры встают парами лицом друг к другу и берутся за руки — это ворота. Дети из последней пары пробегают иди проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами.
Правила игры. 1. Пробежать или пройти нужно так, чтобы не задеть ворота. 2. Пробегая в ворота, дети держат друг друга за руки. Указания к проведению. Ворота по высоте могут быть разными: дети могут поднимать руки и держать их на уровне плеч или на уровне пояса. Чем ниже ворота, тем труднее пробегать под ними. Более сложный вариант — когда дети, пробегая в ворота, проносят различные предметы, например шарик в ложке, ведёрко, наполненное водой, или проходят, прокатывая рукой впереди себя большой мяч.
Украинская народная игра «Высокий дуб (Високий дуб) ».
В земле выкапывают продолговатую ямку, ширина которой несколько превышает диаметр мяча. Поперек ямки, ближе к одному ее краю, кладут палочку, а на палочку - дощечку из крепкого дерева с поперечной планкой на одном конце. На этот конец дощечки помещают небольшой резиновый мяч и опускают его на дно ямки. Поперечная планка поддерживает мяч и не дает ему соскочить с дощечки. Другой конец дощечки поднят вверх и выступает над ямкой.
Жеребьевкой определяют, кому бить мяч. Тот, кто получил право бить, становится возле ямки, а остальные участники игры расходятся на определенное расстояние в разные стороны. От удара палкой по верхнему концу дощечки мяч взлетает вверх. Все игроки, кроме ведущего, пытаются его поймать в воздухе. Тот, кто поймает, идет бить, а тот, кто бил, уходит к ловцам. Если мяч никто не поймает, то тот, который находится возле ямки, бьет опять. В игре могут принимать участие от десяти до пятнадцати детей.
Правила игры. При ловле мяча нельзя отталкивать друг друга. Ребенок, поймавший мяч в воздухе, получает право следующим бить мяч.
Белорусская народная игра «Посадка картошки (Пасадка бульбы) »
Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым, - капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии двадцати - тридцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку и т. д.
Правила игры. Капитаны стартуют по сигналу. Игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать. Подбегать к команде надо с левой стороны.

Литовская народная игра «Ловля рыб (Жуву гаудимас) »

Игроки делятся на две группы. Они становятся друг против друга на расстоянии нескольких шагов. Одна группа - рыболовы (их меньше), другая - рыбы. В начале игры между ними происходит разговор:
- Что вы вяжете? - спрашивают рыбы.
- Невод, - отвечают рыболовы, выполняя имитирующие движения.
- Что вы будете ловить?
- Рыбу.
- Какую? - Щуку.
- Ловите!
Рыбы поворачиваются и бегут до установленной черты. Каждый рыболов старается поймать хоть одну рыбу. Игра повторяется, но называется другая рыба.
Правила игры. Ловить рыб можно только в границах моря. Рыба считается пойманной, когда рыболов дотрагивается до нее рукой.

Армянская народная игра «Пастух (Овивы) »

Из числа играющих выбираются пастух и волк, остальные - овцы. Чертится линия-ручеек, по одну сторону от которого собираются пастух и овцы, по другую сторону сидит волк. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс.
Волк обращается к пастуху: «Я волк горный, унесу!» Пастух отвечает: «Я пастух смелый, не отдам!»
Услышав не отдам, волк перепрыгивает через ручеек и старается дотянуться до овец. Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не позволяя ему дотронуться до них. Волк в случае удачи уводит добычу с собой. Игра начинается сначала, но меняются роли.
Правила игры. Волк переходит линию только после слов «не отдам». Овца, до которой дотронулся волк, должна без сопротивления идти за волком.
При подборе игр необходимо руководствоваться рекомендациями, которые дает Е. Тимофеева: соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового; учет времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования и т. д. [3].
Также отметим, что использование народных подвижных игр при решении такой дополнительной задачи, как ознакомление дошкольников с разнообразием стран мира, воспитатель должен обязательно сказать детям игру какого народа они будут играть, где проживает этот народ, что собой представляет его культура и другую познавательную информацию. Такую беседу желательно проводить перед игрой (можно в группе, в спокойной обстановке, с применением дидактического материала). Но также можно и после проведения игры: сначала ознакомить с правилами, предложить поиграть, а затем провести беседу примерно следующего характера: «Понравилась вам игра? А знаете, что это народная игра, например, китайцев. А где проживают китайцы? Правильно, в Китае. Сегодня я вам немного расскажу об этой стране…».
При подборке народных подвижных игр воспитатель может предлагать детям похожие по содержанию или по правилам игры разных народов, акцентируя внимание на общих и отличительных чертах. Например, русская народная игра «У медведя во бору» и японская народная игра «Мистер Дарума упал», в которых 1 водящий.
Русская народная игра «У медведя во боргу»
На одной стороне площадки проводится линия — это опушка леса. Около нее через 2-3 шага рисуется круг — место для медведя. На другой стороне, за линией находится домик для детей. Один из детей играет роль медведя. Остальные дети идут «гулять по лесу», имитируя собирание грибов и ягод и проговаривая стихи: У медведя во бору грибы, ягоды беру. А медведь не спит, и на нас рычит! После слов «рычит» все дети разбегаются, медведь и ловит.
Японская народная игра «Мистер Дарума упал»
Выбирается водящий. Когда он кричит: «Мистер Дарума упал!», все дети быстро разбегаются по площадке. Затем ведущий отворачивается, опять поворачивается к детям и кричит: «Мистер Дарума упал!» и начинает ловить детей. До кого дотронется, тот попадает в «тюрьму». Остальные дети пытаются подобраться поближе и дотронуться до спины водящего. Но они не могут двигаться, пока водящий смотрит на них. Таким образом, игроки должны бежать очень быстро, пока водящий стоит к ним спиной. Последний игрок становится водящим.
Если воспитатель будет целенаправленно решать задачу по ознакомлению с разнообразием стран через народные подвижные игры, это приведет к тому, что у дошкольников будет расширяться страноведческие знания, и в целом эта работа может способствовать формированию и развитию познавательного интереса детей.
Библиографический список:
Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
Литвинова М. Русские народные подвижные игры // Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986. – 79 с.
Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1986. – 67 с.