Лазаренко И.Ю. Создание комплекса условий для эмоционального и физического благополучия детей
В условиях современного времени уделяется особое внимание проблеме эмоционального благополучия дошкольников. Современные дети не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, они не могут выражать свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Именно это является причиной возникновения проблем в общении со сверстниками и взрослыми. Одной из главных задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Обеспечение эмоционального благополучия детей является образовательным ориентиром ФГОС ДО. Поэтому Стандарт предъявляет требования к условиям реализации Программы, которые обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Эти требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: 1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей. В нашем учреждении реализуется программа «От рождения до школы», важным условием которой является создание развивающей, эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Для обеспечения эмоционального благополучия детей в дошкольном учреждении создана располагающая обстановка. Удобно размещены игровые центры, игрушки и материалы расположены в доступных для детей местах. Дети быстро осваиваются в ней, свободно ориентируются, что способствует выражению своих эмоций. Все помещения группы, предназначенные для детей, оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно. В группе создан центр сюжетно – ролевых игр, где можно взять на себя роль мамы, продавца, парикмахера, врача, повара, кондитера. В центре строительных игр и конструирования дети могут проявить свои конструктивные способности, умение создавать постройки из разных видов конструкторов. В центре книги дети знакомятся с новыми книгами, рассматривают иллюстрации, знакомятся с творчеством писателей. Свои изобразительные способности можно показать в центре изо, где в свободном доступе для детей предложены разные виды изобразительных материалов: восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель. В театральном центре дети развивают свои актёрские способности и речь. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой комфортной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства. Важным условием эмоционального благополучия детей в группе является быстрая адаптация к условиям детского сада. С этой целью детей постепенно приучаем к режиму. Сначала дети приходят на несколько часов, затем остаются на весь день. Ребёнок может приносить любимую игрушку из дома, лечь с ней спать. Чтобы ребёнок понимал, что его ждут в группе, чтобы он чувствовал себя членом данного сообщества детей и взрослых оформили стенд «Здравствуйте, я пришёл!» Каждое утро, открывая свою фотографию, ребёнок чувствует свою значимость для других, испытывает радость, что его ждут. Для того чтобы ребёнок почувствовал себя психологически защищенным, в группе есть «телефон доверия», по которому можно «позвонить» родителям. Понять своё настроение помогает центр «Наше настроение». После знакомства с основными пиктограммами настроений, дети уже самостоятельно определяют свое настроение и могут выкладывать цветную карточку настроения с соответствующей пиктограммой. Желтый цвет характеризует радость, зеленый – спокойствие, красный – страх, грусть. Методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении, потребность выговориться, поделиться тем, что на душе В центре эмоциональной разгрузки ребёнок может побыть один, рассмотреть альбомы с семейными фотографиями, книги, поиграть своей любимой игрушкой. Психологическому комфорту детей способствует разумная занятость детей, в течение всего дня. Чередование разных видов деятельности оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное и физическое состояние детей. С целью профилактики переутомления детей в процессе образовательной деятельности применяются физкультурные паузы. Что является обязательным условием для эмоционального и физического благополучия детей дошкольного возраста. «Сад именинников» знакомит всех детей с названием сезонов, месяцем рождения каждого ребёнка, помогает следить за последовательностью именин, что способствует позитивной социализации, создаёт эмоциональный настрой. На самом видном месте в группе находится стенд с фотографией дошкольника, избранного «Звездой дня». Каждый ребенок группы по очереди занимает это место, что придаёт ему уверенность и повышает самооценку. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки. В обеспечении эмоционального благополучия ребёнка ведущая роль отводится педагогу. Созданию комфортной эмоциональной среды способствует демократичный стиль общения воспитателя – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза, соблюдение воспитателем принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является: «Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна» (И. Сеченов). Таким образом, на основе проводимой работы по созданию условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях ОУ можно сделать вывод, что созданные педагогические условия способствуют эмоциональному благополучию детей дошкольного возраста. Адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности. У детей формируется доброжелательное и внимательное отношение е к другим людям, развивается самостоятельность (инициативность, ответственность), развиваются способности, формирующиеся в разных видах деятельности, дети могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в дошкольном учреждении. Дети ощущают свою значимость для других, нужность, могут доверять взрослым их окружающим, удовлетворяют фундаментальные потребности в безопасности, любви, самовыражении и общении. Библиографический список. 1. Белкин, А.С. Ситуация успеха: как ее создать: книга для учителя / А.С. Белкин. - М: Просвещение, 1991. - 176 с. 2.Вераксы Н. Е. От рождения до школы. [Текст] /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 4-е изд.,перераб. - М.: Мозаика-Синтез, 2016, с.179-218 3. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1: учеб. метод. пособие в 2 ч. / Н.С. Ежкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 127 с. 4. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д.Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева; Под ред. О. А. Шаграевой, С. А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с. 5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.