Выпуск № 56 (131) 2021

Кудимова А.С. Формирование национального самосознания как один из аспектов патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – первая и очень важная ступень в воспитании национального самосознания ребенка. Именно в дошкольной возраст называют важнейшим периодом становления личности (закладываются предпосылки качеств человека-гражданина, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре). Одной из самых актуальных задач нашего времени является воспитание национального самосознания детей.
К сожалению, в современном мире материальные ценности преобладают над духовными, а понятия о доброте, великодушии у детей часто бывают искаженными. Понимая актуальность этой проблемы на современном этапе можно сделать вывод, что формирование личности ребенка невозможно без формирования национального самосознания. Работу в это данном направлении необходимо начинать с изучения нормативной правовой базы и методической литературы, которая не только позволит подойти с разных сторон к вопросу патриотического воспитания детей, но и подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в детском саду учитывая задачи учебной программы дошкольного образования.
В учреждениях дошкольного образования работа по воспитанию национального самосознания ведется в системе:
1. Методичная работа с педагогами по повышению профессиональной компетенции;
2. Образовательная работа с детьми;
3. Сотрудничество с родителями воспитанников;
4. Сотрудничество с социальными партнерами.
Через эффективные формы повышения квалификации и различные виды методической деятельности в дошкольном учреждении педагоги получают новые знания по теме воспитания национального самосознания:
- Тематические выставки в методическом кабинете «Мой родной город», «Родина черного лиса» (Сургут)
- Выставка детской художественной литературы по приобщению детей к русской культуре,
- Выставка методической литературы и наглядных пособий по теме: «Мой край родной», «Рушник – как судьба», «Глиняная игрушка», «Скульптура и архитектура родного края», «Русские народные игры», «Сокровища Родины» и другие.
- Семинар-практикум «Духовно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Культурное наследие земли сибиркой», «Пути и средства приобщения детей дошкольного возраста к русским национальным традициям», «Русские народные игры как средство приобщения дошкольников к русской национальной культуре», «Детский фольклор как часть национальной культуры» и другие.
- Консультация «Узнавая современное и прошлое», «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников» и другие
- Открытый просмотры «Фольклор-душа народа», «Язык родной звучит»
- Анкетирование воспитателей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через использование фольклора»
-Мастер-класс «Приобщение воспитанников к родному языку через литературное наследие», «День русской кухни», «Использование интерактивных приемов в работе патриотического воспитания дошкольников»
Формирование национального самосознания у детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования по следующим направлениям:
1. Моя Родина-Россия, Москва-столица России.
Задачи: познакомить воспитанников с географическим положением России; с людьми, прославившими страну. Предоставить сведения о гимне, флаге, гербе России как национальных символах.
2. Мой родной город.
Задачи: расширять и углублять знания воспитанников о месте, где родился; приобщать к истории своей Родины, воспитывать гордость за родной город.
3. Моя семья.
Задача: формировать у воспитанников представления о своей семье; о родословной, как древней русской традиции.
4. Природа моей страны
Задача: знакомить воспитанников с Красной книгой России; с символами России (музыкальные инструменты, предметы обихода, растения, животные итд)
5.Архитектура, живопись, скульптура России
Задача: познакомить воспитанников с русскими художниками-живописцами, художниками-графиками, со скульптурой России
6.Русское народное творчество.
Задача: знакомить воспитанников с основными видами декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, вышивка, керамика, ткачество, изделия из соломы).
7. Русский фольклор.
Задачи: знакомить воспитанников с русскими сказками, преданиями, легендами, колыбельными. Прививать интерес к русскому фольклору. Воспитывать уважение к духовным ценностям.
9.Народные праздники.
Задача: знакомить воспитанников с русскими праздниками, обрядами, традициями. Воспитывать уважение к своему наследию.
10. Мой родной язык.
Задача: формировать устойчивый интерес и становление отношения воспитанников к родному русскому языку, желание овладеть им.
11. Русские народные игры.
Тем не менее, выполнение задач по воспитанию национального самосознания было бы неэффективным без приобщения к ней родителей воспитанников. Формы сотрудничества с родителями:
1 Родительское собрание на тему: «Роль семьи в воспитании уважения детей к родной стране».
2.Анкетирование родителей на тему «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
3. Консультации «Учимся Красиво говорить», «Бабушкины потешки»
4. Совместное творчество родителей и детей: выставка рисунков «Мой родной город».
5. Совместная подготовка взрослых и детей к конкурсу чтецов
6. Памятки «Фольклор-душа народа», «Праздники русского календаря»
7. Участие родителей в проведении народных праздников «Колядки», «Осенняя ярмарка».
Только систематическая работа позволит дать детям представления об истории своего народа и страны, привить любовь к природе и культурным ценностям родного края, страны, так как именно на этой основе воспитывается национальное самосознание.
Если в результате педагогического труда видим, что воспитанники проявляют интерес к значимым событиям в городе и стране, эмоционально реагируют на произведения искусства, то можно говорить, что задача – выполнена.