Задачи:
-воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение её образа;
-актуализировать и уточнить знания и представления детей об окружающем мире, о черемухе (особенностях внешнего вида, месте произрастания, пользе для людей);
-развивать связную речь, обогащать словарный запас;
- развивать творческие способности, мелкую моторику рук, используя ранее освоенные способы (техника «тычка» и «печатания»).
Предварительная работа: рассматривание цветущей черемухи на участке; чтение стихов (С.Есенин «Черемуха», В. Жуковский «Черемуха цветет», Е.Русаков «Черемуха»), рассказа Э. Шима «Черемуха», беседа о прочитанном.
Материал для ООД: фотоиллюстрации с изображением черемухи, лист ватмана с готовым цветным фоном и изображением дерева, гуашевые краски, кисти, заготовки печати (штампы из картофеля разного размера) -листья; салфетки, клей.
Ход ООД:
(Звучит музыка Ф.Шопен «Весенний вальс»)
Воспитатель:
- Пахнет, пахнет в воздухе весной. Наступили по-настоящему солнечные и теплые дни. Весна…Яркая, веселая, задорная, цветущая и потому такая красивая! Сколько необычного и увлекательного можно увидеть весной, когда просыпается и оживает после долгого зимнего сна природа: на деревьях и кустах набухают почки, появляются нежные зеленые листики, а затем, такие долгожданные, душистые цветы, от которых невозможно отвести взгляд, до того они прекрасны!
-И сегодня мы поговорим с вами об одном из весенних чудес, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку.
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха)
-Мы с вами рассматривали на прогулке дерево черемухи, расскажите, как выглядит это дерево. (Черемуха - красивое и полезное дерево, достигает высоты 8-10метров, а иногда имеет вид невысокого кустарника. Ствол покрыт темно-серой шершавой корой, продолговатые листья сидят на коротких черенках.)
-В каких местах растет черемуха? (Черемуха не выносит палящего солнца, она любит легкую тень и влагу, поэтому чаще всего растет по берегам речек и ручьев. В ее ветвях селятся соловьи: строят гнезда и выводят птенцов, а вечерами услаждают слух человека своими трелями. Можно встретить черемуху и в городских дворах, парках. Зимних морозов она нисколько не боится, заросли черемухи встречаются в Сибири и даже на севере наше страны.)
(Воспитатель выставляет иллюстрации цветущей черемухи).
Черемуха.
Цвети, черемуха зеленая, цвети!
Словно царевна в сказочном наряде,
По ветру разметав соцветий пряди,
Душистыми шелками шелести! (Шорыгина Т.А.)
-С кем сравнивает автор черемуху?
-Когда цветет черемуха?
- Какая она? На что похожа? С чем мы можно ее сравнить? (Весной, в мае, на черемухе распускаются белоснежные цветы, собранные в душистые кисти. Стоит она, словно невеста, в белом кружевном наряде. А кругом льется сладковато-терпкий аромат, от которого кружится голова. Цветы такие ароматные, такие душистые!)
-Если зацвела черемуха, значит весна в полном разгаре, появляются разные насекомые, урчат лягушки. Часто с цветением черемухи наступает похолодание. Отцветая, черемуха роняет белые лепестки, и земля под деревом словно покрыта белым одеялом.
-Что образуется на месте цветов? (После обильного цветения на дереве появляются ягоды: вначале они зеленые, к августу плоды созревают и чернеют. Птицы очень рады такому угощению. Любят поклевать их лесные птицы — глухари, рябчики и дрозды. А упавшие ягодки подбирают хомяки и мыши-полевки. На вкус ягода сладковатая, дети с удовольствием ею лакомятся, а хозяйки пекут с черемуховой начинкой пироги. Готовят из спелых ягод и душистое варенье, кисели. Отвары из ягод и листьев черемухи считаются целебным средством. Недаром народ говорит о ягоде черемухи: «Черненька, маленька, всему свету миленька».)
- Вот такое это чудесное дерево.
(Воспитатель читает стихотворение и выставляет иллюстрации по ходу.)
Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке, ветками шепча.
Легкая, как облако, чистая как снег,
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки посидеть под ней,
И могла цвести она много-много дней.
(Проходят мимо две девочки)
-Это чья черемуха?
- Да она – ничья, белая снегурочка
Около ручья…
(Идет группа детей. Они обламывают ветки с цветущей черемухи.)
Прибежали девочки, а снегурки нет!
Лишь в пыли валяется вянущий букет…
А была черемуха, чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек. (З. Александрова)
-Ребята, что вы скажете о поступке этих детей? (Обламывать ветки черемухи нельзя, так как на следующий год на ней не будет ни цветов, ни ягод. Чтобы иметь такое красивое дерево, его надо беречь, как и всю природу.)
-Как вы думаете, зачем дети ломали ветки черемухи?
- Чтобы насладиться красотой черемухи, необязательно ломать ветви, ведь можно…? (нарисовать, слепить, сделать аппликацию, смастерить).
-Сегодня я предлагаю вам сделать аппликацию «Черемуха», которая украсит нашу группу. Я заранее нарисовала дерево (на листе ватмана, показывает), на него мы поместим листья и цветы.
-Давайте вспомним, какие листья у черемухи?
-Листья мы «напечатаем», используя штампы из картошки (показ). Расскажите, как это сделать? (На штамп наносим зеленую краску и делаем отпечаток.)
-Кто хочет печатать листья?
-Какие цветы у черемухи?
-Цветы черемухи, кисти, мы сделаем в технике «тычка». Эта техника нам уже знакома. На заготовку (овал из белого картона) приклеим кусочки салфеток белого цвета. (Метод «тычка»: в центр кусочка салфетки ставится карандаш тупой стороной, края кусочка салфетки прижимаются пальцами к карандашу, на часть овала наносим клей и с помощью карандаша приклеиваем кусочек салфетки).
Потом мы приклеим цветы на дерево.
-Наши пальчики нужно подготовить к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Наши нежные цветки распускают лепестки. Округлить ладони, раскрыть пальчики.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Плавное раскачивание раскрытых пальчиков
влево - вправо.
Наши нежные цветки закрывают лепестки. Собрать пальчики обеих рук в щепоть.
Головой качают, тихо засыпают.
Плавное раскачивание пальчиков собранных
в щепоть, влево - вправо.
Самостоятельная работа.
(Звучит музыка: Ф.Шопен «Весенний вальс»).
(Воспитатель обращает внимание на технику выполнения работ, аккуратность, старательность каждого).
Оформление композиции.
Анализ работы.
-Посмотрите, какая у нас получилась черемуха? На что похожа?
-Оля, тебе нравится черемуха? Почему?
-Мы все хорошо потрудились, каждый постарался.Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали.
Литература:
1. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры. Волгоград,2019
2.Киреева Л.Г., Бережнова С.В. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий. Волгоград «Учитель»,2019.