Меню - Вестник дошкольного образования
Вестник ДО / Меню
Выпуск № 40 (66) 2020

Плотникова Н.М. Организация театрализованной деятельности детей во второй младшей группе

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

В своей работе большое значение я уделяю предметно – пространственной среде, которая является основой самостоятельного детского творчества. Стараюсь создать такую развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующую становлению театрально – игровой деятельности и развитию речи воспитанников. Подбираю оборудование для создания сказочного сюжета: иллюстрации, игрушки, демонстрационный раздаточный материал, пальчиковый театр, театр масок, куклы – варежки и т.д. Оборудование периодически меняю, учитывая интересы разных детей. В нашей группе размещены разнообразные виды театра, сюда относятся: пальчиковый театр, цилиндровый театра, театр скрепок и прищепок, конусный театр, куклы – перчатки, куклы матрешки, ходовой театр, театр масок, куклы би – ба – бо и другие виды театра.
Также подбраны театрализованные игры – драматизации, инсценировки, игры – имитации, мини – этюды, направленные на развитие речевых умений.
Далее анализирую отобранные произведения. Составляю вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности младших дошкольников в соответствии с программным содержанием.
Также подбираю физкультминутки, подвижные игры, загадки, четверостишия так, чтобы они были объединены общим сюжетом.
Театрализованные игры проводим в утренние и вечерние часы, включая в различные занятия.

Работая с детьми, я стараюсь, чтобы прообразом театрализованных игр являлись игры с ролью, где малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Дети с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей необходимо сначала учить некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью я провожу игры: «Вышла курочка гулять», «Малыши, малыши», «А у наших у ребят». На занятиях разыгрываем небольшие сценки из детского быта. Формируя интерес к играм, читаю и рассказываю детям сказки и литературные произведения.
С группой наиболее активных детей учимся драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Теремок»). Привлекаю к играм малоактивных детей, драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий (потешки «Курочка – рябушечка», «Совушка сова»).

В своей работе активно применяю настольный театр для инсценировки знакомых детям сказок, например, «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка». Познакомила детей с театром скрепок и прищепок. Получив массу положительных эмоций, они с удовольствием включались в предложенную игру. Применяю игры – инсценировки «Куклы пляшут», «Походки», «Идет бычок качается».
Для развития общей моторики провожу игры с движениями: «Листопад», «Морские жители» и т.д. Развитию фантазии, раскрепощению детей способствуют игры – импровизации: «Пляшут наши ножки», «Мы водили хоровод» и др. Большое значение уделяю мелкой моторике рук. С этой целью провожу игры – разминки для пальчиков, которые любят все дети. Например, «Жук – рогач», «На лужайке», «Дом». Здесь мы обыгрываем персонажа, как находясь за ширмой, так и изображать действия, передвигаясь свободно по группе.

Как в совместной деятельности, так и на занятиях проводим игры – имитации, где ребёнку предлагается представить и показать спящего котенка, медвежонка, лягушку.
Также большое внимание уделяю работе с детьми над образами персонажей. Она включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
Таким образом, театрализованная деятельность таит в себе поистине волшебные возможности для развития творческих способностей дошкольников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.       Кошманская И.П., Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребёнка»). – Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2004.
2.       Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
3.       Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12), 2000.
4.       Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.