Выпуск № 20 (95) 2021

Быстрова Е.В. Раньше – не значит лучше

Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3-4 лет. В настоящее время это очень популярный тренд, который не теряет актуальности. Родители еще с рождения малыша начинают его образовывать (а некоторые и до рождения…). Тем более, что для этого есть все условия. Для раннего развития детей выпускается десятки методик и сотни развивающих пособий, рынок детской продукции наполнен широким ассортиментом развивающих товаров, открывается все большее количество развивающие центров.
Во многом, цель родителей, на форсированное ранее обучение объяснима высокими стандартами общества: постоянное повышение требований к обучению детей в школе, ограниченное количество мест в бюджетных образовательных учреждениях. Поэтому родители стремятся сделать все, чтобы ребенок в будущем, был конкурентоспособен на рынке труда. Кроме того, ведется активная пропаганда раннего развития детей в СМИ, в частности, такими авторами (М. Ибука, Г. Доман, Б. И. Никитин, П. В. Тюленев). Либо, такое поведение родителей связано с инструментальными мотивами материнства, такими как соответствие социальным ожиданиям и воспитание ребенка как предмета гордости.
Дает ли реально пользу ребенку раннее развитие? Важно понимать, что не только мозг ребёнка развивается в определенной логической последовательности, но и мыслительные процессы. Для раннего возраста характерно наглядно-действенное мышление, для которого необходимо взаимодействие с объектами в реальной жизни и получение собственного наглядного и действенного опыта. Другими словами: ребенок может понять и осмыслить только то, с чем столкнулся и взаимодействовал лично: трогал, разглядывал, ломал, разбирал, бросал и тому подобное. Усвоить абстрактную информацию на понятийном уровне в этом возрасте он не может[2].
Таким образом, родители, не критикуя и не анализируя существующую информацию, действуют бездумно. К тому же, не зная физиологических процессов, возрастной психологии обучают ребенка всевозможным навыкам и знаниям. Своими действиями, они подвергают ребенка следующим возможным негативным последствиям: ранняя утрата учебной мотивации, разнообразные эмоциональные дисгармонии, возникновение защитных невротических реакций, перерастающих в устойчивые черты личности, «выученной беспомощности» и др. Реакция на раннее обучение может быть отсроченной и в дальнейшем проявиться в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, логоневрозе (заикание), дизартрии (нарушение речи), тиках и навязчивых движениях[3].
Что же делать, не развивать? Прежде всего, следует отметить, что ребенок находится в процессе постоянного развития. Он познает окружающий мир очень быстро. И от родителей зависит то, насколько полной и емкой будет картина мира, окружающая их ребенка. Задача родителей, сопровождать этот процесс здраво, основываться на понимании логики развития мозга. Главное в этих занятиях не переступить опасную грань, когда занятия проводятся не ради ребенка, а ради достижения результатов. Чтобы избежать ошибок в развитии своего ребенка, мы предлагаем родителям следующие рекомендации:
В первую очередь – взаимодействие ребёнка с мамой и папой, установление прочных отношений привязанности; любовь и принятие; тёплое заинтересованное общение, включённость в ребёнка со стороны родителей.
Участие в повседневной бытовой и социальной жизни: приготовление еды, помощь по дому, поход в магазин, в кафе, на прогулку и тому подобное.
Следующее, что необходимо – это двигательная активность. Движение оказывает положительное влияние не только на здоровье ребенка, но и на его общее развитие. Под влиянием движений развивается эмоциональная, познавательная сфера малыша. Чем богаче двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг и тем самым интенсивнее развивается его интеллект.
Сенсорно богатая среда: возможность развивать свои чувства. Ребенок должен трогать разные по фактуре, температуре и размеру предметы, узнавать формы и цвета, играть с песком и водой и т. д. Именно это – необходимая база для более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.
Наглядный опыт и богатство впечатлений: новизна заставляет мозг работать. Дарите ребенку больше разнообразных впечатлений, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной.
Благоприятная психологическая обстановка: совместное времяпровождение, помощь и поддержка ребенка в трудной ситуации[1].
Развитие эмоционального интеллекта. Ребенок познает себя, познавая других. Поэтому показывайте ему свои эмоции и не подавляйте эмоции ребенка.
И не забывайте, что основной деятельностью для ребенка является игра. Играя, он не только развлекается, но и развивается. Важно, чтобы и взрослый участвовал в игре. Совместные игры родителей с ребенком укрепляют их взаимопонимание, расширяют общение, усиливают родственные связи. Создаются благоприятные условия для применения ребенком в игре знаний, правил поведения и взаимоотношений, усваиваемых в повседневной жизни.
Таким образом, мы пришли к выводу, что раннее развитие не ускоряет развитие мозговых структур. Не влияет позитивно на адаптацию в социуме. Попытка «перескочить» на следующий этап, минуя предыдущие, может пагубно отразиться на развитии ребенка. Задача родителей, создать ту среду развития, в которой бы ребенок смог эффективно развиваться и реализовывать свою активность. Для гармоничного развития ребенка именно благоприятная среда создаст фундаментальную базу для всех его дальнейших успехов в образовании, профессии и социальных связях.
Литература:
1.       Васягина, Н. Н. К вопросу о психологических особенностях родителей, ориентированных на раннее развитие детей / Н. Н. Васягина, Ю. В. Малина, С. А. Васягина // Педагогическое образование в России. – 2019. – №5. – С. 83-89. DOI 10.26170/po19-05-12.
2.       Викторова, Ольга Раннее развитие / Ольга Викторова. — Текст: электронный // Психологи: [сайт]. — URL: https://www.b17.ru/article/308069/ (дата обращения: 22.02.2021).
3.       Шеховцова, В. В. Проблема раннего обучения детей: за и против / В. В. Шеховцова. — Текст: непосредственный // Эксперимент и инновации в школе. — 2013. — № 6. — С. 44-45.