Выпуск № 47 (122) 2021

Стальненко М.В., Спицына О.А., Ефимова С.Н., Беловолова В.Ю. Формирование фонематического восприятия у старших дошкольников с применением компьютерных технологий

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда являлась актуальной. Она находит отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Речевое развитие», где указывается важность развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха [3].
Многие авторы (Д.Н. Богоявленский, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) указывают на связь элементарного осознания фонематических особенностей и процесса усвоения грамматического строя речи, словаря, артикуляции. Поэтому ребенок, у которого сформировано фонематическое восприятие на достаточном для его возраста уровне, способен овладеть, грамматически правильной речью, научиться читать, а, значит, процесс адаптации к школе будет успешным.
С точки зрения Д.Б. Эльконина, под фонематическим восприятием подразумевается процесс слышания отдельных фонем в слове, осуществления анализа звуковой формы слова при внутреннем их проговаривании [5].
В исследованиях А.Н. Гвоздева [2], Н.Х. Швачкина [4] основные операции фонематического восприятия представлены различением и узнаванием фонем, которые составляют звуковую оболочку слова.
В связи с постоянно меняющимися требованиями к образованию стоит вопрос о поиске современных средств, которые смогли бы обеспечить эффективность образовательного процесса. Оптимальным решением является сочетание компьютерных и традиционных методов работы.
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе помогает специалистам более полно реализовать активную позицию деятельности ребенка. Применение компьютерных технологий способствует повышению мотивации, развитию всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики, всех психических процессов и функций, формированию личности ребенка в целом (Б.И. Айзенберг,
О.П. Белоножко, В.И. Голод, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, И.А. Никольская,
С.Н. Романенко и др.).
С точки зрения Л.А. Артюшиной, компьютерная технология является сочетанием процедур, которые реализуют функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационной структуре, используя средства вычислительной техники; совокупностью процессов циркуляции и переработки информации и описание данных процессов [1].
В своей практике мы активно используем компьютерные технологии как средство формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Работу по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с применением компьютерных технологий рекомендует осуществляться согласно двум этапам: подготовительный, основной.
Подготовительный этап. Цель: развитие слухового внимания у старших дошкольников на основе неречевых звуков.
Ниже опишем некоторые упражнения, которые можно применять на подготовительном этапе.
«Угадай инструмент». Педагог предлагает послушать звучание различных музыкальных инструментов и отгадать, какой из них звучит в данный момент. Детям предлагается закрыть глаза, послушать звучание, а потом назвать инструмент.
«Что шуршит, что звенит?». Педагог показывает детям разные предметы и предлагает послушать звуки, которые они издают, а дошкольники с закрытыми глазами по звуку отгадывают этот предмет.
«Определи, где звучит?». Дети закрывает глаза. Педагог тихо встает в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Дошкольники не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.
Основной этап. Цель: непосредственное формирование фонематического восприятия у старших дошкольников.
В основном этапе выделяются следующие направления работы:
- формирование фонематических представлений;
- формирование фонематического анализа;
- формирование фонематического синтеза.
В таблице 1 представлено содержание работы по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с применением компьютерных технологий.
Таблица 1
Содержание работы по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с применением компьютерных технологий

Задачи

Содержание

Используемые компьютерные технологии

Формирование фонематических представлений

Развивать умения дифференцировать оппозиционные фонемы на материале слогов, слов и предложений

Педагог предлагает послушать и повторить за ним. Педагог произносит слоги, прикрыв рот ладошкой или экраном. Да-та-да

Ба-па-ба Га-ка-га

Са-ша-са

За-жа-за

За-са-за

Кот – год

Дом – дым

Бак – бык – бок.

Квазиомонимы: бочка-почка, коза-коса, уточка-удочка, трава-дрова, точка-тучка, река-рука, шлюпка-шляпка, уши-ужи, голос-колос, бинт-бант и т.д.

Диктофон (можно на телефоне). Записывается речь ребенка, когда он повторяет слоги, затем с помощью записи вместе с педагогом проводится анализ услышанного

Развивать умение определять наличие заданного звука в слове

«Отбери картинки»

Детям предлагается отобрать картинки, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука, в соответствии с изучаемой лексической темой.

Звуки: [п] – [б], [ш] – [с], [с] – [з], [д] – [т], [в] – [ф], [г] – [к] др.

Картинки по лексическим темам:

«Одежда. Обувь»: шапка – сапоги, шуба – свитер, футболка - варежки.

«Фрукты. Овощи»: баклажан – помидор, семечки – петрушка, картофель – дыня.

«Транспорт»: вертолет – дирижабль, скутер – шины, грузовик – колесо.

Упражнение «Звуковые часы»

При запуске игры стрелка на циферблате звуковых часов приходит в движение, а затем останавливается на одной из картинок. Ребенку необходимо выбрать картинку, название которой является парной по звучанию для выпавшей. Выбор производится наведением на нужную картинку.

Упражнение «Четвертый лишний»

Ребенок должен указать, какая из предложенных картинок лишняя, то есть не содержит заданный звук. Если задание выполнено верно, то выбранная картинка обводится цветной рамкой.

Упражнение «Животные»

Ребенку необходимо распределить предлагаемые картинки на две группы в соответствии с признаком наличия или отсутствия заданных звуков, близких по способу и месту образования. Пред началом упражнения необходимо выбрать иллюстрированный материал по признаку наличия определенных звуков [с]-[ш], [з]-[ж], [л]-[р] - для этого нужно навести курсор на одну из кнопок выбора материала, расположенных в верхней части рабочего экрана, и нажать левую клавишу «мыши». Распределение картинок по соответствующим домикам производится нажатием левой клавиши «мыши» на изображение окна выбранного домика или при помощи кнопок-стрелок, расположенных в правой части экрана.

Упражнение «Одежда»

В процессе выполнения задания ребенку необходимо произвести операции дифференциации и классификации предъявляемого иллюстрационного материала и распределить картинки на две группы в соответствии с признаком наличия или отсутствия заданных звуков, близких по способу и месту образования. Ход упражнения и принцип его выполнения аналогичен предыдущему.

Мультимедийная презентация

Интерактивная доска

Интерактивная доска

Мультимедийная презентация

Мультимедийная презентация


Развивать умение подбирать слова, начинающиеся на определенный звук или содержащий определенный звук

Детям предлагается назвать слова, начинающиеся на определенный звук или содержащий определенный звук, с учетом лексической темы:

- гласные: а, о, у, и, ю, е, ё, я;

- согласные: р, л, м, н, к, г, ж, ш, з, с, в, ф и т.д.

Предлагаются следующие лексические темы: «Одежда. Обувь», «Фрукты. Овощи», «Транспорт», «Мебель», «Игрушки».

Аудиозапись на компьютере (речь педагога или знакомого героя из сказки или мультфильма)

Формирование фонематического анализа

Развивать умение выделять первый и последний звуки в словах

Упражнений «Поезд»

Перед началом упражнения педагог производит выбор иллюстрационного материала по принципу наличия определенного звука, воспользовавшись кнопками в верхней части экрана. Задания упражнения направлены на определение положения (места) звука в слове по отношению к другим (в начале, в середине, в конце слова) - ребенку необходимо определить, в какой части слова находится заданный звук и поместить картинку в соответствующее окошко вагона. По мере выполнения задания (распределения картинок по соответствующим группам - окошкам вагона) количество картинок, отнесенных к данной группе, отображается индикаторами (квадратиками, находящимися под соответствующим окошком).

Упражнение «Составь слово»

Ребенку предлагается определить первые звуки в названиях предъявленных картинок и составить из них слово. После выполнения задания рекомендуется предложить ему определить количество букв и слогов и полученном слове, провести его звуковой анализ.

«Куклы-подружки»

Педагог рассказывает детям, что куклам подарили картинки, но их перепутали. Нужно определить первые звуки в именах кукол и в картинках и разделить картинки на всех

Мультимедийная презентация

Интерактивная доска


Развивать умение называть все звуки в слове по порядку

Детям предлагается назвать все звуки в слове по порядку. Слова подбираются в соответствии с определенной лексической темой:

«Одежда. Обувь»: шарф, шапка, туфли, сапоги, штаны, шуба, свитер, платье, шляпа и т.д.

«Фрукты. Овощи»: лук, чеснок, свёкла, укроп, морковь, слива, вишня, яблоко, абрикос, алыча и т.д.

«Транспорт»: яхта, грузовик, самолет, вертолет, автобус, трамвай, велосипед, скутер и т.д.

«Мебель»: стол, стул, диван, кровать, шкаф, тумбочка, кресло, табурет, софа и т.д.

«Игрушки»: юла, кукла, пирамидка, машинка, мышка, лопатка, робот и т.д.

Аудиозапись на компьютере (речь педагога или знакомого героя из сказки или мультфильма)


Развивать умение определять количество слогов в слове

«Посчитай слоги»

Помести слова в домики: мяч, врач, калач, бочка, кабачки.

«Измерь слово»

Детям предлагаются задания по определению количества слогов на примере вагончиков поезда с разным количеством окошек: одно – один слов, два окна – два слога и т.д. Дошкольникам нужно подобрать картинки, которые называются словами из 1,2,3, 4 слогов – в представленный вагончик.

Компьютерная игра «Учимся говорить правильно»

Интерактивная доска

Формирование фонематического синтеза

Развивать умение произносить слово по отдельным звукам

Детям предлагается назвать произносить слово по отдельным звукам. Слова подбираются в соответствии с определенной лексической темой:

«Одежда. Обувь»: ш,а,п,к,а; т,у,ф,л,и; ш,у,б,а; к,е,п,к,а, ш,о,р,т,ы.

«Фрукты. Овощи»: л,у,к, а,р,б,у,з; д,ы,н,я; м,а,л,и,н,а; п,о,м,и,д,о,р; о,г,у,р,е,ц.

«Транспорт»: я,х,т,а; л,о,д,к,а; м,а,ш,и,на; с,к,ут,е,р; с,а,м,о,л,е,т.

«Мебель»: с,т,у,л; ш,к,а,ф; к,р,о,в,а,т,ь; д,и,в,а,н; с,т,о,л.

«Игрушки»: м,я,ч; к,у,к,л,а; м,и,ш,к,а; с,о,л,д,а,т,и,к; р,о,б,о, т.

Аудиозапись на компьютере (речь педагога или знакомого героя из сказки или мультфильма)


Развивать умение воспроизводить слова с переставленными звуками или слогами

Составить слово из слогов, данных в беспорядке и показать картинку, связную с этим словом:

- лас, ка, точ;

- за, бе, рё;

- лит, у, ка;

- ведь, мед;

- ван, ди;

- ца, ри,ку.

Мультимедийная презентация


Таким образом, работу по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с применением компьютерных технологий необходимо организовывать поэтапно. На основном этапе реализуется работа по трем направлениям: формирование фонематических представлений, формирование фонематического анализа, формирование фонематического синтеза. В рамках каждого этапа предлагается комплекс игровых упражнений и использование разнообразных видов компьютерных технологий (мультимедийные презентации, интерактивная доска, специальные компьютерные игры и т.д.).
Библиографический список
1.       Артюшина Л.А. Компьютерные технологии в науке и образовании: учеб.-практ. пособие / Л.А. Артюшина, Т. В. Спирина, Е.А. Троицкая; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столтовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. 228 с.
2.       Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. Спб.: Детство-Пресс, 2007. 470 с.
3.       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: 2013.
4.       Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие /Составление К.Ф. Седова. М.: Лабиринт, 2004. 330 с.
5.       Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2007. 384 с.