Задачи
Содержание
Используемые компьютерные технологии
Формирование фонематических представлений
Развивать умения дифференцировать оппозиционные фонемы на материале слогов, слов и предложений
Педагог предлагает послушать и повторить за ним. Педагог произносит слоги, прикрыв рот ладошкой или экраном. Да-та-да
Ба-па-ба Га-ка-га
Са-ша-са
За-жа-за
За-са-за
Кот – год
Дом – дым
Бак – бык – бок.
Квазиомонимы: бочка-почка, коза-коса, уточка-удочка, трава-дрова, точка-тучка, река-рука, шлюпка-шляпка, уши-ужи, голос-колос, бинт-бант и т.д.
Диктофон (можно на телефоне). Записывается речь ребенка, когда он повторяет слоги, затем с помощью записи вместе с педагогом проводится анализ услышанного
Развивать умение определять наличие заданного звука в слове
«Отбери картинки»
Детям предлагается отобрать картинки, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука, в соответствии с изучаемой лексической темой.
Звуки: [п] – [б], [ш] – [с], [с] – [з], [д] – [т], [в] – [ф], [г] – [к] др.
Картинки по лексическим темам:
«Одежда. Обувь»: шапка – сапоги, шуба – свитер, футболка - варежки.
«Фрукты. Овощи»: баклажан – помидор, семечки – петрушка, картофель – дыня.
«Транспорт»: вертолет – дирижабль, скутер – шины, грузовик – колесо.
Упражнение «Звуковые часы»
При запуске игры стрелка на циферблате звуковых часов приходит в движение, а затем останавливается на одной из картинок. Ребенку необходимо выбрать картинку, название которой является парной по звучанию для выпавшей. Выбор производится наведением на нужную картинку.
Упражнение «Четвертый лишний»
Ребенок должен указать, какая из предложенных картинок лишняя, то есть не содержит заданный звук. Если задание выполнено верно, то выбранная картинка обводится цветной рамкой.
Упражнение «Животные»
Ребенку необходимо распределить предлагаемые картинки на две группы в соответствии с признаком наличия или отсутствия заданных звуков, близких по способу и месту образования. Пред началом упражнения необходимо выбрать иллюстрированный материал по признаку наличия определенных звуков [с]-[ш], [з]-[ж], [л]-[р] - для этого нужно навести курсор на одну из кнопок выбора материала, расположенных в верхней части рабочего экрана, и нажать левую клавишу «мыши». Распределение картинок по соответствующим домикам производится нажатием левой клавиши «мыши» на изображение окна выбранного домика или при помощи кнопок-стрелок, расположенных в правой части экрана.
Упражнение «Одежда»
В процессе выполнения задания ребенку необходимо произвести операции дифференциации и классификации предъявляемого иллюстрационного материала и распределить картинки на две группы в соответствии с признаком наличия или отсутствия заданных звуков, близких по способу и месту образования. Ход упражнения и принцип его выполнения аналогичен предыдущему.
Мультимедийная презентация
Интерактивная доска
Интерактивная доска
Мультимедийная презентация
Мультимедийная презентация
Развивать умение подбирать слова, начинающиеся на определенный звук или содержащий определенный звук
Детям предлагается назвать слова, начинающиеся на определенный звук или содержащий определенный звук, с учетом лексической темы:
- гласные: а, о, у, и, ю, е, ё, я;
- согласные: р, л, м, н, к, г, ж, ш, з, с, в, ф и т.д.
Предлагаются следующие лексические темы: «Одежда. Обувь», «Фрукты. Овощи», «Транспорт», «Мебель», «Игрушки».
Аудиозапись на компьютере (речь педагога или знакомого героя из сказки или мультфильма)
Формирование фонематического анализа
Развивать умение выделять первый и последний звуки в словах
Упражнений «Поезд»
Перед началом упражнения педагог производит выбор иллюстрационного материала по принципу наличия определенного звука, воспользовавшись кнопками в верхней части экрана. Задания упражнения направлены на определение положения (места) звука в слове по отношению к другим (в начале, в середине, в конце слова) - ребенку необходимо определить, в какой части слова находится заданный звук и поместить картинку в соответствующее окошко вагона. По мере выполнения задания (распределения картинок по соответствующим группам - окошкам вагона) количество картинок, отнесенных к данной группе, отображается индикаторами (квадратиками, находящимися под соответствующим окошком).
Упражнение «Составь слово»
Ребенку предлагается определить первые звуки в названиях предъявленных картинок и составить из них слово. После выполнения задания рекомендуется предложить ему определить количество букв и слогов и полученном слове, провести его звуковой анализ.
«Куклы-подружки»
Педагог рассказывает детям, что куклам подарили картинки, но их перепутали. Нужно определить первые звуки в именах кукол и в картинках и разделить картинки на всех
Мультимедийная презентация
Интерактивная доска
Развивать умение называть все звуки в слове по порядку
Детям предлагается назвать все звуки в слове по порядку. Слова подбираются в соответствии с определенной лексической темой:
«Одежда. Обувь»: шарф, шапка, туфли, сапоги, штаны, шуба, свитер, платье, шляпа и т.д.
«Фрукты. Овощи»: лук, чеснок, свёкла, укроп, морковь, слива, вишня, яблоко, абрикос, алыча и т.д.
«Транспорт»: яхта, грузовик, самолет, вертолет, автобус, трамвай, велосипед, скутер и т.д.
«Мебель»: стол, стул, диван, кровать, шкаф, тумбочка, кресло, табурет, софа и т.д.
«Игрушки»: юла, кукла, пирамидка, машинка, мышка, лопатка, робот и т.д.
Аудиозапись на компьютере (речь педагога или знакомого героя из сказки или мультфильма)
Развивать умение определять количество слогов в слове
«Посчитай слоги»
Помести слова в домики: мяч, врач, калач, бочка, кабачки.
«Измерь слово»
Детям предлагаются задания по определению количества слогов на примере вагончиков поезда с разным количеством окошек: одно – один слов, два окна – два слога и т.д. Дошкольникам нужно подобрать картинки, которые называются словами из 1,2,3, 4 слогов – в представленный вагончик.
Компьютерная игра «Учимся говорить правильно»
Интерактивная доска
Формирование фонематического синтеза
Развивать умение произносить слово по отдельным звукам
Детям предлагается назвать произносить слово по отдельным звукам. Слова подбираются в соответствии с определенной лексической темой:
«Одежда. Обувь»: ш,а,п,к,а; т,у,ф,л,и; ш,у,б,а; к,е,п,к,а, ш,о,р,т,ы.
«Фрукты. Овощи»: л,у,к, а,р,б,у,з; д,ы,н,я; м,а,л,и,н,а; п,о,м,и,д,о,р; о,г,у,р,е,ц.
«Транспорт»: я,х,т,а; л,о,д,к,а; м,а,ш,и,на; с,к,ут,е,р; с,а,м,о,л,е,т.
«Мебель»: с,т,у,л; ш,к,а,ф; к,р,о,в,а,т,ь; д,и,в,а,н; с,т,о,л.
«Игрушки»: м,я,ч; к,у,к,л,а; м,и,ш,к,а; с,о,л,д,а,т,и,к; р,о,б,о, т.
Аудиозапись на компьютере (речь педагога или знакомого героя из сказки или мультфильма)
Развивать умение воспроизводить слова с переставленными звуками или слогами
Составить слово из слогов, данных в беспорядке и показать картинку, связную с этим словом:
- лас, ка, точ;
- за, бе, рё;
- лит, у, ка;
- ведь, мед;
- ван, ди;
- ца, ри,ку.
Мультимедийная презентация
Таким образом, работу по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с применением компьютерных технологий необходимо организовывать поэтапно. На основном этапе реализуется работа по трем направлениям: формирование фонематических представлений, формирование фонематического анализа, формирование фонематического синтеза. В рамках каждого этапа предлагается комплекс игровых упражнений и использование разнообразных видов компьютерных технологий (мультимедийные презентации, интерактивная доска, специальные компьютерные игры и т.д.).