Выпуск № 1 (76) 2021

Маркосова Ю.Ю. Эссе на тему «Моя педагогическая философия»

«Чтобы дети полюбили и поняли природу, мало одних наблюдений. Для этого надо одушевлять для них весь мир и всю природу, говорить языком немого камня, языком полевой былинки, журчащего ручья и тихо вьющего ветра».

В. Г. Белинский

Наше будущее - какое оно? Этот вопрос не может оставить равнодушным ни одного из нас. Когда же люди опомнятся, прекратят губить землю, на которой родились? Неужели не ясно, мы рубим сук, на котором сидим?! Парадокс! Мы должны спасать природу от самих себя. И это не случайно. Мы пожинаем плоды ставшего традиционным взгляда «Взять от природы как можно больше-вот наша задача». Как известно многочисленные проблемы современности, связанные с безысходностью, безнравственностью, невежеством кроются в отсутствии гармонии человека и природы. И чтобы сохранить себя, свое сознание изменить потребительское отношение к природе, признать ее самоценность и уникальность, ощутить себя частью природы. Нам нужно новое поколение с новым мышлением и мы, воспитатели-педагоги, призваны воплотить, взрастить его. Недаром нас сравнивают с садовниками, которые бережно, изо дня в день, терпеливо лелея и холя свое детище, многие годы ждут всходов из семян, посаженных в благодатную почву. И начинать это, как я считаю, надо как можно раньше, с первых лет жизни. И я считаю - это очень правильно. Ведь дети по природе своей очень любознательны, они словно губка впитывают одинаково быстро и плохое, и хорошее.
Первые встречи с природой……Какой след в душе ребенка они оставят, хороший или плохой? Когда они происходят? Я как воспитатель, уверенно отвечу - начинаются с чтения книг. Самые первые книги о ком они- о птицах, насекомых, животных. Таким образом, уже первые книги подготавливают ребенка к тому, что все животные друзья и помощники, они забавные и умные, они такие как мы. И ничего удивительного, что в сознательном возрасте впервые выйдя на прогулку, ребенок со всей душой кидается к собачке, птичке, кошке. А что же он слышит от мамы- Не тронь! Брось! Укусит! и т.п. А ведь так, я считаю, можно воспитать в ребенке стойкий ужас ко всему «безобразному, злому, ненужному» по мнению взрослых «не продезинфицированному», не запакованному в целлофан. И уже позже, во взрослой жизни, будут ли у человека жить птички, рыбки, будет ли он приходить в лес не за чем-то, а просто так, отдохнуть душой: послушать пение, подумать о красоте мира, помечтать - это будет зависеть, как я считаю, возможно и от той первой встречи с Природой.
В настоящее время многие вопросы, порывы детей вообще остаются без ответа и интерес к ним постепенно исчезает. И здесь на помощь приходим мы-воспитатели. Ничего так сильно не воспитывает, как личный пример. Мой интерес и восхищение природой передаются детям. Дети очень часто прося рассказать о случаях из моего детства. В доме у меня всегда были животные и я с большим удовольствием ухаживала за ними, помню как посадила деревца и поливала их постоянно, лечила птиц и бездомных кашек и собак, знала в лесу все грибы- съедобные и нет. И тут надо видеть лица детей- они внимательно вслушиваются и словно мысленно участвуют со мной. Детям свойственно наделять объекты окружающего мира мыслями, чувствами. С годами эта особенность детской психики исчезает, поэтому я как воспитатель, считаю, что именно в младшем возрасте легче научить уважать и понимать живое, сочувствовать им. И совсем не обязательно любить всех животных и растения, но понять, примерить на себя, почувствовать чью-то боль, тревогу-этому я учу своих детей. Я учу, что все живое имеет душу, а значит чувствует боль. И если я научу жалеть дерево, потерявшее шубку зимой, нам легче будет пожалеть друг друга.
2021-01-25 11:30