Выпуск № 56 (131) 2021

Вихарева И.А. Программа для работы с детьми 6-7 лет, имеющих трудности в развитии мелкой моторики рук «Игры с песком»

Пояснительная записка
Мелкая моторика рук является важным показателем развития детей дошкольного возраста. Под термином «мелкая моторика» понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды, развитие которых происходит под контролем зрения, координацию «рука-глаз». Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно задолго до поступления ребёнка в школу - с самого раннего возраста. От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и качество жизни. Уровень развития моторики – один из показателей интеллектуальной готовности старших дошкольников к школьному обучению, помогающий не только при письме, работе с компьютером, но и логически связно рассуждать. Параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо называют базовым, сложным координированным навыком, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела, на котором практически строится все дальнейшее обучение. Ребёнок, не освоивший его вовремя, непременно будет испытывать трудности в учёбе.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты связная речь, память и внимание, он практически полностью владеет всеми необходимыми для его полноценного развития умениями и навыками. И наоборот, если у ребенка отличается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, возникает задержка в той или иной степени всех психических процессов и как следствие ряд речевых нарушений.
Основной причиной трудностей в развитии моторики рук старших дошкольников, посещающих обычные общеразвивающие ДОУ, является слабое развитие мелких мышц пальцев и кистей рук (вялость и мышечная слабость (гипотонус) рук, чрезмерное напряжение (гипертонус), которые и вызывают затруднения в выполнении точных координированных движений кисти, в ловкости, скорости, точности движений, навыков ручной умелости. Распространённость таких особенностей в развитии детей порождает необходимость своевременного их выявления и коррекции. При отсутствии педагогической помощи у ребёнка могут развиться хронические формы её проявления, часто сочетающиеся с серьёзной психопатологией (Сиротюк А.Л., Брязгунов И.П. и др.).
В основе преодоления выделенных трудностей лежит создание условий для развития и накопления ребёнком двигательного и практического опыта для мелких мышц пальцев и кистей рук, развития навыков ручной умелости. В настоящее время игры с песком становятся всё более популярной в педагогической практике. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Игры с песком являются эффективным средством для сенсорно-моторного и общего развития детей. Описанные в литературе данные и собственные наблюдения доказывают, что незатейливые песочные игры на самом деле обладают колоссальным, оздоравливающим значением для развития психики и моторики ребёнка, т.к. песок – природный материал. Именно «диалог» с песком создаёт дополнительный акцент на тактильно-кинестетическую чувствительность и «моторный интеллект» у ребёнка. Существенно повышается мотивация, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, тактильной чувствительности, как основы «ручного интеллекта».
Обследование мелкой моторики рук детей подготовительных групп в нашем детском саду по методике Тимощук Л.Е. и Гризик Т.И. в 2018 году показало, что среди 40 воспитанников у 9 человек (22,5%) наблюдаются значительные затруднения в выполнении диагностических заданий.
В связи с этим возникла необходимость в создании специальной программы, направленной на преодоление трудностей в развитии мелкой моторики рук детей. Программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет. Актуальность данной работы была обусловлена поиском эффективных путей развития мелкой моторики рук старших дошкольников в играх с песком. Вышеизложенное определило круг вопросов, подлежащих рассмотрению в данной программе.
Программа реализуется в ДОУ педагогом группы. Программа рассчитана на 1 учебный год. Объём образовательной нагрузки соответствует согласно СанПин 2.4.1.2660-10: продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности (занятие – моторный тренинг) составляет 30 минут.


группа, возраст

количество занятий

в неделю

количество занятий

в год

объём учебной нагрузки

в неделю

в год

подготовительная группа, 6-7 лет



1


34


30 минут


17 часов



Основной целью программы является развитие мелкой моторики рук у детей, имеющих трудности в её развитии, через систему специальных занятий – моторных тренингов с песком.
Задачи программы:
- стимулирование активности и выносливости мышц пальцев и кистей рук (при вялости и мышечной слабости),
- активизация и развитие рецепторных образований двигательного аппарата рук,
- активизация координации движений рук, ловкости, скорости, точности и гибкости пальцев рук при выполнении упражнений,
- активизация навыков ручной умелости,
- воспитание интереса и стремления детей к регулярным занятиям с песком.
Основными средствами, которые более всего определяют оздоровительный эффект занятий являются специальные самомассажи и упражнения с песком, направленные на укрепление мышц двигательного аппарата рук.


Содержание программы

Система работы по развитию мелкой моторики рук детей в играх с песком






Создание развивающей предметно-пространственной среды
(центр песка и воды)




Развитие тактильно -кинестетического праксиса:
-дифференциация качеств           песка,
-выявление свойств песка.
Развитие мелкой моторики:
-графика на песке,
-строительство из песка.


Развитие координации движений пальцев рук:
-пальчиковые игры и упражнения на песке,
-функциональные упр. на песке.

Виды деятельности:
-совместная деятельность педагога
 и ребёнка (моторный тренинг),
-самостоятельная деятельность детей.
















Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трёх типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров - мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-разгибателей.
Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Содержание разделов разработано с учётом данного факта.
Программное содержание распределено по 3 разделам.
Раздел 1. Развитие мелкой моторики.
Цель: активизация и развитие мышц пальцев и кистей рук, рецепторных образований двигательного аппарата рук. Реализация цели первого раздела проходит через организацию видов деятельности – графики на песке и строительства из песка.

Развитие мелкой моторики

Графика на песке

Строительство из песка

- рисование на сухом, затем сыром песке пальцами, ладонями, ребром ладони, предметами,

- рисование предметное, сюжетное, по замыслу, образцу, словесной инструкции,

- в быстром и медленном темпе,

- графические слуховые диктанты,

- составление мозаики, коллажа,

- штриховка,

- песочные штампы и трафареты,

- рисование мячиками, шишками, расчёсками,

- ниткография.

- лепка плоскостных фигур путём вдавливания песка пальцами, ладонями, кулачками,

- лепка объёмных фигур,

- использование приёмов: защипывание, скатывание, расплющивание, вдавливание,

- лепка пальцами с помощью предметов и без них,

- по образцу, замыслу,

- «песочные секретики».

Раздел 2. Развитие координации движений пальцев рук.
Цель: активизация и развитие межполушарного взаимодействия, ловкости, скорости, точности, координации и гибкости пальцев рук. Реализация цели второго раздела проходит через организацию пальчиковых игр и упражнений и функциональных упражнений на песке.

Развитие координации движений пальцев рук

Пальчиковые игры и упражнения на песке

Функциональные упражнения на песке

- комплексы со стихотворным текстом,

- по словесной инструкции,

- выполняемые под счёт, звуковой сигнал,

- по карточкам-схемам,

- песочные трафареты и штампы,

- «песочные часы».

- сжимание и разжимание кулачков вверх и вниз ладонями, ребром,

- поочерёдное сгибание и разгибание пальцев сначала правой, затем левой руки, обеих рук,

- соединение и рассоединение всех пальцев рук одновременно («Солнышко») и вариативно по 2, 3пальца,

- упражнения по карточкам-схемам,

- «песочные секретики»

Раздел 3. Развитие тактильно-кинестетического праксиса.
Цель: активизация и развитие рецепторно-тактильных образований кожи и двигательного аппарата рук. Реализация цели третьего раздела проходит через организацию деятельности по дифференциации качеств и выявление свойств песка.

Развитие тактильно-кинестетического праксиса

дифференциация качеств песка

Выявление свойств песка

- тактильные упражнения с песком: сухой - мокрый, гладкий- шероховатый, холодный- горячий,

- зрительно- тактильное обследование: поглаживание, похлапывание, пощипывание,

- поиск предметов, спрятанных в песке,

- закапывание игрушек, картинок в песок,

- алгоритмы «приготовления песка»

- элементарно - поисковая деятельность,

- экспериментирование,

- опыты с песком и водой,

- тактильное наблюдение

Распределение материала по разделам позволяет спланировать занятия комплексно, с равномерным распределением нагрузки в соответствии со структурой занятия. Всё содержание разделов предполагает постепенное и последовательное введение.
Условия реализации программы
Программа реализуется при соблюдении ряда условий:
1. Специальная подготовка педагога (курсы, подбор и изучение специальной методической литературы).
2. Создание учебно-методического комплекса, включающего в себя:
2.1. специальную развивающую предметно - пространственную среду для игр с песком (центр песка и воды),
2.2. речевой материал для игр, упражнений: стихи, загадки и др.,
2.3. картотеку самомассажей рук детей,
2.4. фонотеку для сопровождения занятий,
3. Проведение специальных занятий в форме моторных тренингов с песком.
4.Соблюдение правил использования песка в работе с детьми,
5. Цикличность проведения моторных тренингов с песком - 1 раз в неделю во второй половине дня.
6. Комплексное взаимодействие педагога группы с родителями детей.
7. Систематическое включение в обычные занятия и самостоятельную деятельность детей подготовительной группы упражнений, направленных на укрепление мышц двигательного аппарата рук:
- различные комплексы пальчиковых игр и упражнений,
- самомассажи кистей рук с помощью разных предметов,
- графомоторные упражнения,
- графические диктанты и упражнения,
-рисование пальцами, карандашами и кистью (штриховка, по трафаретам, силуэтам, точкам и др.),
- лепка из пластилина и глины,
- вырезывание ножницами из бумаги и картона,
- работа с бумагой (оригами, обрывание, конструирование и др.),
-игры с мелким конструктором, счётными палочками, цветными спичками, разнообразными мозаиками, пазлами, мелкими предметами.
Методы организации, планирование и проведение занятий
I. Комплектование группы.
Диагностика детей «Обследование мелкой моторики руки» по методике Тимощук Л.Е. и Гризик Т.И. проводится со всеми детьми 6-7 лет в начале учебного года. Дети, у которых выявлены затруднения в выполнении диагностических заданий (низкий уровень) условно определяются в группу, с ними проводятся дополнительные специальные занятия – моторные тренинги с песком по развитию мелкой моторики рук.
II. Особенности работы.
В группу детей, испытывающих трудности в развитии мелкой моторики рук, желательно включать не более 10 человек, т.к. эффект работы зависит от качественного выполнения ребёнком упражнений, для которого необходимы индивидуальная помощь и постоянный контроль со стороны педагога.
III. Форма реализации программы – моторный тренинг с песком.
1. Периодизация процесса работы.
1.1. Подготовительный период.
1.2. Основной период.
1.3. Заключительный период.
Подготовительный период предполагает проведение на 1 и 2 занятиях диагностики «Обследование мелкой моторики руки» по методике Тимощук Л.Е. и Гризик Т.И. и на 3-4 занятиях общее знакомство с природным материалом – песком. Цель подготовительного периода – выявить особенности развития мелкой моторики рук и общих представлений детей 6-7 лет о песке.
Основной период – тренировочный. Предполагает организацию комплекса моторных тренингов с песком по стимулированию активности и выносливости мышц пальцев и кистей рук, активизации и развитию рецепторных образований двигательного аппарата рук, координации движений рук, ловкости, скорости, точности и гибкости пальцев рук при выполнении упражнений и навыков ручной умелости. С этой целью широко используется ознакомление детей с такими свойствами и качествами песка, как сыпучесть, водопроницаемость, теплопроводимость, а так же зрительно-тактильное обследование и элементарно-поисковая деятельность по их выявлению, пальчиковые и релаксационные упражнения. Для активизации мыслительной деятельности и подготовки рук к выполнению упражнений в начале тренинга обязательно используются физические упражнения на внимание и самомассажи рук.
Заключительный период предусматривает закрепление достигнутых знаний и умений. В итоге предполагает комплексную диагностику «Обследование мелкой моторики руки» по методике Тимощук Л.Е. и Гризик Т.

Распределение занятий по периодам

Название периода

Количество занятий

1

Подготовительный

4

(сентябрь)

2

Основной

26

(октябрь - апрель)

3

Заключительный

4

(май)

4

Всего занятий

34


2. Структура моторного тренинга.
Главная форма организации работы по программе - моторный тренинг. Моторный тренинг - аналог обычного занятия, содержание частей которого чётко направлено на развитие мелкой моторики рук.
1 часть – вводная – вхождение. Направлена на подготовку мышц рук к предстоящей нагрузке и активизацию мыслительной деятельности, внимания (физические упражнения на внимание и самомассажи рук).
2 часть – основная – тренировочная. Направлена на развитие мелкой моторики рук детей (пальчиковые и функциональные игры и упражнения на песке, графику на песке, строительство из песка, упражнения на зрительно-тактильное обследование, элементарно-поисковую деятельность с песком и др.).
3 часть – заключительная – выход. Направлена на снятие мышечного напряжения рук и всего тела (упражнения на мышечную, дыхательную релаксацию).
Для отработки техники упражнений, требующих много песка и места для инструментария, используется большая песочница с чистым просеянным и прокалённым песком. Для выполнения заданий с мелким раздаточным материалом таким как, семечки, горох, бобы, макароны, бусинки, пуговицы или требующих небольшой площади и малого количеств песка, используются индивидуальные настольные мини-песочницы (песочные «бассейны»).
В самостоятельной деятельности детям предлагается самим выбирать вид песочницы, отбирать необходимые для неё «песочные игрушки» и готовить песок. В самостоятельных песочных играх детей отображаются упражнения, проработанные с педагогом в моторных тренингах. Например, рисование или поиск «сокровищ» по словесной инструкции, насыпание песка в трубочки или ёмкости с узким горлышком. Основным приёмом руководства в данном случае является напоминание. Например, вспомнить и назвать правила работы с песком в песочнице или «песочном бассейне», последовательность выкладывания мозайки.
3. Принципы проведения моторного тренинга.
3.1. Чередование упражнений, которое предупреждает мышечное переутомление. Каждый моторный тренинг включает последовательно чередующиеся упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.
3.2 Игровой, творческий и познавательно-исследовательский характер упражнений, способствующий повышению мотивации и развитию познавательных процессов, тактильной чувствительности, как основы «ручного интеллекта». Созданные ребёнком картины из песка являются творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.
3.3. Постепенное увеличение дозировки упражнений.
4. Планирование моторных тренингов.
Распределение материала по разделам позволяет планировать моторные тренинги комплексно, с равномерным распределением нагрузки на разные группы мышц руки и плечевого пояса, а также совершенствовать движения детей, укреплять моторику рук в соответствии с задачами программы.
Методика оценки результатов
Оценка результатов проводится 2 раза в год по комплексной методике «Обследование мелкой моторики руки» (авторы: Тимощук Л.Е. и Гризик Т.И.).
Цель: определение уровня развития мелкой моторики рук детей.
Методика включает в себя комплекс из 26 заданий по 5-ти разделам:
- проверка кинестетического праксиса,
- проверка кинетического праксиса,
- проверка тактильных ощущений,
- проверка силы тонуса,
- проверка координации движений.
Характеристика литергрупп:
Группа «А» — к группе «А» относятся дети, которые набрали в процессе обследования 26—25 баллов. У этих детей мелкая моторика развита хорошо.
Группа «Б» — к группе «Б» относятся дети, которые набрали 24—23 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно.
Группа «В» — к группе «В» относятся дети, которые набрали 18—17 баллов. У этих детей мелкая моторика развита плохо.
Группа «Г» — к группе «Г» относятся дети, которые набрали 16—15 баллов и меньше. Мелкая моторика этих детей очень отстаёт от возрастной нормы. С такими детьми необходимо интенсивно работать не только педагогам и родителям.
Литература
1. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр / С.Ю. Афонькин, М.С. Рузина. – Москва: Линка - пресс, 1998г.- 40с.
2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. - Москва: издательство института Психотерапии, 2001г.- 84с.
3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. / С.Е. Большакова. - Москва: ТЦ «Сфера», 2006. - 80с.
4. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). / И.В. Ганичева. - М.: Книголюб, 2004.- 65с.
5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина и др. – Ярославль: Академия развития, 2007г.-192с.
6. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. Книга для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество». / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. Москва, 1997г.- 192с.
7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова.– Москва: ТЦ «Сфера», 2002г.-78с.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб.: Издательство «Речь», 2002г.-224с.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002г.-64с.
10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Как помочь особому ребёнку. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998г.-70с.
11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007г.-150с.
12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно - голосовые упражнения. / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2001г.-93.
13. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. / Е.А. Нефедова, О.В. Узорова.-К.:ГИППВ,1998,-400с.
14. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. / А.Л. Сиротюк. – Москва: Творческий центр «Сфера», 2003г.-288с.