Выпуск № 30 (56) 2020

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями голов-ного мозга и психического развития де-тей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Де-ти, у которых лучш

Программное содержание:
1. Уточнить представление детей о бумаге, о её свойствах, процессе изготовления и её применении.
2. Упражнять в классификации предметов, изготовленных из разных материалов.
3. Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы.
4. Воспитывать у детей бережное отношение к книгам.
Словарная работа: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, писчая.
Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы.
Оборудование: образцы бумаги разного вида, материалы для дидактической игры «Что из чего сделано?», картинки для показа во время рассказа воспитателя (презентация), материалы для опытов, пол листа бумаги, карандаши.
Методика проведения
Стук в дверь
Воспитатель обращает внимание детей на гостя:
Ребята, посмотрите, к нам в гости пришёл Старичок-Лесовичок, давайте с ним поздороваемся. А пришёл он не случайно, ведь речь сегодня пойдёт о предмете, которым он очень дорожит. Чтобы узнать, что это за предмет нужно отгадать его загадку.
Старичок-Лесовичок:
Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает?
(Книга)
Воспитатель: А как вы думаете, из чего сделана книга?
Дети: Из бумаги, картона.
Старичок-Лесовичок: ребята, вы знаете я очень люблю читать, и самая любимая моя книга про Буратино, которую написал Алексей Толстой
Воспитатель: Мы с вами тоже читали эту книгу. Давайте вспомним, из какого материала папа Карло сделал Буратино?
Дети: Из полена, дерева.
Старичок-Лесовичок: вот и я ругаюсь, ходят люди, рубят деревья в моём лесу, скоро деревьев не останется
Воспитатель: старичок –Лесовичок, не ругайся, ты же сам сказал, что книжки любишь читать.
Старичок-Лесовичок: а при чём здесь мои деревья
Воспитатель: Ребята, ответьте на такой вопрос, почему дерево и бумагу называют родственниками? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, потому что бумагу делают из дерева. Давайте вспомни, что мы знаем о бумаге и её свойствах и расскажем старичку - лесовику. Для этого мы с вами отправимся в нашу лабораторию по изучению свойств предметов.
У вас на столах лежат образцы бумаги. Посмотрите на неё и скажите, какая бумага?
Дети: Тонкая, плотная, картон, гладкая, белая, цветная.
ОПЫТ № 1
Воспитатель берёт яркую игрушку, сажает её на стол. Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное.
Воспитатель: А теперь вместо стекла, мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная. Это свойство бумаги. Ребята, какая бумага?
Дети: Бумага не прозрачная.
ОПЫТ № 2
Воспитатель: Сейчас мы проведём второй опыт. На столе стоят два стакана с водой. В один стакан я опущу металлический предмет (ложку, а в другой – бумажную салфетку. Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь.
Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.
Это второе свойство бумаги. Ребята, какая бумага?
Дети: Бумага промокает.
ОПЫТ № 3.
Воспитатель: У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.
Это третье свойство бумаги. Ребята, какая бумага?
Дети: Бумага легко рвётся.
Воспитатель: Итак, мы с вами провели три опыта и вспомнили о некоторых свойствах бумаги. Какие вы знаете ещё свойства бумаги?
Дети: бумага хорошо горит, не имеет запаха, на ней хорошо рисовать, её можно склеить, при сминании издаёт звук и др.
Воспитатель: А сейчас Старичок-Лесовичок проведёт свою любимую физкультминутку: «Буратино потянулся»
Воспитатель: Сейчас из нашей лаборатории мы совершим путешествие в далекое прошлое и узнаем, как делают бумагу.
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ (сопровождается показом презентации)
В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском.
На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент.
А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков.
Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали и сушили.
В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина по производству бумаги.
Воспитатель: А сейчас Старичок-Лесовичок приглашает вас поиграть с ним в игру «Что из чего сделано?» У вас на столах лежат конверты с картинками разных предметов. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите. Сейчас я буду показывать какой-либо предмет, а вы подумайте, из чего он сделан, и на своих карточках найдите предмет, сделанный из того же материала.
Стакан – стеклянный;
Ложка – металлическая;
Салфетка – бумажная;
Дощечка – деревянная.
Подведение итогов: наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге. Какими свойствами обладает бумага?
Дети: Рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная.
Воспитатель: Как люди используют бумагу в своей жизни?
Дети: На ней рисуют, обёртывают что-либо (фантики, делают книги, раскраски, вытирают рот после еды (салфетки, деньги из специальной бумаги делают.
Предложить детям нарисовать портрет лесовичка и подарить гостю.