Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями голов-ного мозга и психического развития де-тей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Де-ти, у которых лучш
Программное содержание: 1. Уточнить представление детей о бумаге, о её свойствах, процессе изготовления и её применении. 2. Упражнять в классификации предметов, изготовленных из разных материалов. 3. Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы. 4. Воспитывать у детей бережное отношение к книгам. Словарная работа: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, писчая. Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы. Оборудование: образцы бумаги разного вида, материалы для дидактической игры «Что из чего сделано?», картинки для показа во время рассказа воспитателя (презентация), материалы для опытов, пол листа бумаги, карандаши. Методика проведения Стук в дверь Воспитатель обращает внимание детей на гостя: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришёл Старичок-Лесовичок, давайте с ним поздороваемся. А пришёл он не случайно, ведь речь сегодня пойдёт о предмете, которым он очень дорожит. Чтобы узнать, что это за предмет нужно отгадать его загадку. Старичок-Лесовичок: Не куст, а с листочками, Не рубаха, а сшита, Не человек, а рассказывает? (Книга) Воспитатель: А как вы думаете, из чего сделана книга? Дети: Из бумаги, картона. Старичок-Лесовичок: ребята, вы знаете я очень люблю читать, и самая любимая моя книга про Буратино, которую написал Алексей Толстой Воспитатель: Мы с вами тоже читали эту книгу. Давайте вспомним, из какого материала папа Карло сделал Буратино? Дети: Из полена, дерева. Старичок-Лесовичок: вот и я ругаюсь, ходят люди, рубят деревья в моём лесу, скоро деревьев не останется Воспитатель: старичок –Лесовичок, не ругайся, ты же сам сказал, что книжки любишь читать. Старичок-Лесовичок: а при чём здесь мои деревья Воспитатель: Ребята, ответьте на такой вопрос, почему дерево и бумагу называют родственниками? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, потому что бумагу делают из дерева. Давайте вспомни, что мы знаем о бумаге и её свойствах и расскажем старичку - лесовику. Для этого мы с вами отправимся в нашу лабораторию по изучению свойств предметов. У вас на столах лежат образцы бумаги. Посмотрите на неё и скажите, какая бумага? Дети: Тонкая, плотная, картон, гладкая, белая, цветная. ОПЫТ № 1 Воспитатель берёт яркую игрушку, сажает её на стол. Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное. Воспитатель: А теперь вместо стекла, мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная. Это свойство бумаги. Ребята, какая бумага? Дети: Бумага не прозрачная. ОПЫТ № 2 Воспитатель: Сейчас мы проведём второй опыт. На столе стоят два стакана с водой. В один стакан я опущу металлический предмет (ложку, а в другой – бумажную салфетку. Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь. Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду. Это второе свойство бумаги. Ребята, какая бумага? Дети: Бумага промокает. ОПЫТ № 3. Воспитатель: У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся. Это третье свойство бумаги. Ребята, какая бумага? Дети: Бумага легко рвётся. Воспитатель: Итак, мы с вами провели три опыта и вспомнили о некоторых свойствах бумаги. Какие вы знаете ещё свойства бумаги? Дети: бумага хорошо горит, не имеет запаха, на ней хорошо рисовать, её можно склеить, при сминании издаёт звук и др. Воспитатель: А сейчас Старичок-Лесовичок проведёт свою любимую физкультминутку: «Буратино потянулся» Воспитатель: Сейчас из нашей лаборатории мы совершим путешествие в далекое прошлое и узнаем, как делают бумагу. РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ (сопровождается показом презентации) В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент. А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали и сушили. В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина по производству бумаги. Воспитатель: А сейчас Старичок-Лесовичок приглашает вас поиграть с ним в игру «Что из чего сделано?» У вас на столах лежат конверты с картинками разных предметов. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите. Сейчас я буду показывать какой-либо предмет, а вы подумайте, из чего он сделан, и на своих карточках найдите предмет, сделанный из того же материала. Стакан – стеклянный; Ложка – металлическая; Салфетка – бумажная; Дощечка – деревянная. Подведение итогов: наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге. Какими свойствами обладает бумага? Дети: Рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная. Воспитатель: Как люди используют бумагу в своей жизни? Дети: На ней рисуют, обёртывают что-либо (фантики, делают книги, раскраски, вытирают рот после еды (салфетки, деньги из специальной бумаги делают. Предложить детям нарисовать портрет лесовичка и подарить гостю.