Выпуск № 56 (131) 2021

Буйместру И.А. Использование «Говорящей стены» в предметно-пространственной среде детского сада

То, что дети могут сделать вместе сегодня,

завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л. С. Выготский

Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном детском саду уделяется большое внимание. И она должна соответствовать современным условиям. Педагоги дошкольных организаций стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, так как группа, в которой дети проводят большую часть дня, является для них вторым домом. Поэтому дети и должны чувствовать себя комфортно.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику детских садов. ФГОС требует изменений во взаимодействии взрослых и детей. В связи с этим встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное - не просто передать знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии. При реализации этих требований и была выбрана в группе нашего детского сада одна из современных технологий: «Говорящая стена». Это та форма работы, которая затрагивает развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей.
В методической литературе «Говорящие стены» называют методикой (С.В. Могильникова, Е.В. Язькова, Е.С. Беленькая и др.), формой образовательной деятельности (С.Н. Поденщикова), методическим приемом практического метода обучения, формой организации развивающей предметно-пространственной среды (В.В. Ляленкова, Е.И. Шепицина и др.)
Откуда же пришла к нам технология «говорящих стен»?
Для ответа на этот вопрос обратимся к истории….
Впервые человек дал камню «голос» и функцию посредника при передаче информации, сделав первые наскальные рисунки в эпоху палеолита (где-то между 35000 и 150000 лет назад). Рисунки содержали правила и сцены охоты, изображения животных, которые обитали в той или иной местности. Таким образом, стены заговорили на самом раннем рассвете человечества (пещерная живопись, часто её называют наскальной живописью).
С появление печати, ростом вербальной коммуникации возникла необходимость не просто фиксировать всю новую и потенциально полезную информацию, но осуществлять ее смысловую (тематическую, по адресату и по степени важности, долгосрочности) фильтрацию. Так появились объявления (срочные), вывески (долгосрочные), мемориальные доски (не имеющие срока давности).
В к. ХХ- н. ХХI века большое количество людей стали использовать виртуальные стены (соцсети) (связано это с активным использованием сети Интернет).
Термин «говорящая стена» впервые стал использоваться в музейной педагогике, когда учебное пространство, оформленное специалистами, меняется при непосредственном участии учеников, детей и взрослых. У зрителей появилось право на активное взаимодействие с элементами экспозиции, моделирование собственного маршрута по экспозиции (экспонаты начинают говорить с каждым зрителем доступным ему и рассчитанным только на него, его интерес).
Таким образом, если раньше «Говорящие стены» служили преимущественно для визуально-текстовой поддержки запоминания, то теперь «Говорящие степы» становятся маркерами, расставляющими визуальные акценты; они взаимодействуют с окружающими их людьми и объектами. При этом они не только изменяются людьми, но и изменяют людей в процессе взаимодействия, выступая, таким образом, в роли технологии образования, в том числе дошкольного.
Основная идея технологии «Говорящая стена» -трансформация среды пребывания детей в обучающую среду.
Говорящая стена- это
-центр познавательного развития;
-социально-коммуникативный центр;
-центр художественно-эстетического развития.
Какие цели и задачи решает технология «Говорящая стена»
Цель:
-создает условия для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы.
Задачи:
-создает атмосферу эмоционального комфорта (детский сад является особым местом в жизни детей. Это теплый и уютный дом, в котором понимают и принимают каждого ребёнка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность. Очень важно создать для детей комфортный психологический климат в группе);
-создает условия для проявления познавательной активности детей (по мнению В.В. Щетининой, познавательная активность-это черта личности, которая проявляется в отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленная на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, находящая появление в познавательной деятельности);
-создает условия для творческого самовыражения (детское творчество рассматривается как одно из наиболее эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления);
-развивает самостоятельность, мелкую моторику, инициативу при выборе содержания деятельности, наглядных средств.
-развивает коммуникативные навыки (ребенок постигает мир и его закономерности в значительной степени через общение с окружающими его взрослыми: это хорошо поставленная речь, связное выражение мыслей и чувств, понимание невербальных сигналов, то есть мимики, движений; начальные навыки работы в команде и многое другое. От уровня развития коммуникативных навыков во многом зависит и процесс адаптации ребенка в дошкольном учреждении)
-создает благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращает внимание детей на красоту природы.
Суть технологии «говорящая стена» в условиях дошкольной образовательной организации заключается в том, что ребенок имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный, дидактический материал. Для этого на стене (стенах) изображается сюжет, крепятся кармашки, ковровое полотно, магнитные полки, ленточки, тематические картинки. В качестве крепления может использоваться самоклеящаяся лента липучка.
Требования и правила при организации образовательной деятельности с учетом технологии «говорящая стена»:
-создание «говорящей стены» должно проходить при сотрудничестве педагогов, родителей и детей;
- содержания экспозиции «говорящая стена» должно систематически обновляться;
-«говорящая стена» должна быть мобильна (в целом, и в своих элементах), как и все образовательное пространство в целом;
Наш практический опыт показал, что места размещения «говорящей стены» должны быть «закреплены» раз и навсегда; а смена должна быть определена потребностями участников образовательного процесса (в нашей группе, не чаще 1-2 раза в месяц)
- к размещенному на «говорящей стене» материалу предъявляются определенные санитарные, эстетические требования, а также требования федерального государственного стандарта дошкольного образования;
-изображения на стенах должны быть понятны детям и не вызывать отрицательных эмоций;
- используемые материалы должны быть качественными, прочными, безопасными и поддаваться чистке;
- при выборе цветов необходимо избегать резких контрастных оттенков, (например, большого количества красного, черного). Лучше всего использовать те цвета, которые способствуют спокойствию и безопасности;
-оформление стен в группе должно быть приближенным к домашним (не офисный стиль);
- каждый элемент должен работать, а не просто присутствовать (четко понимать);
- учитывать освещение (достаточное для изучения «говорящей стены»);
- качество иллюстраций (и «детский» уровень исполнения, и «профессиональный»)
В нашей группе существуют правила по использованию «Говорящей стены».
Они позволяют детям договариваться об очередности, возможном партнерстве при работе в самостоятельной образовательной деятельности.
Если говорить об образовательных возможностях «Говорящей стены», то можно выделить следующее:
1.       Интерактивность
2.       Информационная доступность
3.       Возможность интеграции образовательных областей
4.       Облегченная трансформация учебного материала
5.       Переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль (основная проблема нехватка пространства, воспитатели хотят разместить в группе зоны для разных видов деятельности, но не имеют для этого нужного пространства)
6.       Возможность использования ИКТ, как составляющей части «Говорящей стены»
7.       Способ организации самостоятельной деятельности детей
8.       Способ сенсорного развития
9.       Использование в режимных моментах в течении всего дня
10.   Более эффективное усвоение вариативных программ
11.   Подготовка к обучению грамоте
12.   Успешное усвоение нового материала и закрепление пройденного
В целом, технология «Говорящая стена» может включать развивающую стену (уникальный инструмент, своеобразный живой экран), сенсорную стену (от латинского-«senstus»-«чувство», «восприятие»; особая среда, представляющая возможность расширить жизненный опыт детей, развить моторику пальцев, логику и мышление, например, бизиборд), интерактивную стены (она помогает ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт и сделать образовательную деятельность яркой) в предметно-развивающей среде группы.
«Говорящая стена» в нашей группе называется «Сказочный лес». Она находится в групповом пространстве и выполнена в теплых тонах, что позволяет использовать её независимо от времени года и темы.
Это обычная стена с нарисованным сюжетом: большой старый дуб, в дупле которого живет мудрая Сова. Она приносит детям различные игровые задания, дает советы, загадывает загадки и многое другое. Сова дружит с белочкой, которая иногда появляется на пенёчке с корзиночкой сюрпризов. Детям предлагается либо отправиться в путешествие, либо пройти квест по сказочному лесу. Наши воспитанники вместе с Белочкой и Совой отправляются искать ответы на возникающие вопросы.

На занятиях по ФЭМП, развитию речи и даже конструированию, мы активно используем возможности нашей «Говорящей стены». Мы использует такие игры, как: «расставь по местам», «найди такой же предмет», «четвертый лишний» «придумай», с помощью которых развивается и фонематический слух. В своей образовательной деятельности также используем и развивающие (дидактические) игры. В праздничные дни ствол нашего дерева дети украшают гирляндами, фонариками, сделанные своими руками. Предварительно это обсуждаем на утреннем круге. Рядом с дубом «растет» ёлочка. В новогодний период дети наряжают ее игрушками, гирляндами, сделанными своими руками или приготовленные вместе с родителями в домашних условиях. Неподалеку от леса стоит деревянный домик, в котором живут сказочные звери. В данный момент он населен персонажами из сказки Теремок.
С помощью «Говорящей стены» мы попадаем в волшебный мир театра. Дети участвуют в театрализации таких сказок, как «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Кошкин дом», «Заюшкина избушка». Они с большим удовольствием озвучивают выбранных героев.
Театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество, способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциала.

Дети нашей группы очень любят придумывать сказки-приключения по нашему лесу. Им очень нравится устраивать кукольные представления, используя стену со сказочными героями. Здесь акцент делается на речевое развитие, развитие внимания, памяти, воображения.
Да и погода в нашем лесу часто меняется: то по небу плывут облака и ярко светит солнце, то солнце прячется за тучи и вот-вот начнется дождик. Сезоны тоже сменяют друг друга: с наступлением осени листья становятся «разноцветными», а зимой они опадают, и на веточки деревьев ложится легкий снежок. А белые облака превращаются в темные снежные тучи, из которых идет снег.
В оформлении стены большую роль сыграли наши воспитанники и их родители. Здесь размещается разнообразный материал, сделанный из фетра и самоклеющейся ленты липучки. По усмотрению воспитателя может возникать и проблемная ситуация или вопрос, который дети решают самостоятельно, без вмешательства педагога. С. Л. Рубинштейн писал, что «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Проблемная ситуация- состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.
«Говорящая стена» может выступать в качестве дополнения к магнитно-маркерной поверхности (доски с кармашками и крючками), что позволяет выполнять разнообразную деятельность.
Стена «Космическое пространство»
А в другой части группового пространства оформлена развивающая стена «Космос», где дети наглядно могут познакомиться с солнечной системой и созвездиями. Дошкольников всегда привлекала тема космоса, так как всё неведомое и недоступное будоражит детское сознание. Эта идея возникла у нас с детьми на утреннем круге, когда мальчик Стёпа задал вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе?» Целью нашей стены стало формирование элементарных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

1.Говорящая стена в нашей группе используется как элемент НОД (непосредственно образовательная деятельность). Она помогает ввести новый материал на занятии, закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной и применить педагогическое мастерство.
2. Говорящая стена помогает освоить режимные моменты, особенно в младших группах.
Опираясь на свою практику, хотелось бы отметить и трудности, с которыми может столкнуться воспитатель при использовании «Говорящей стены»:
1.       Временные затраты (требуется много времени на регулярное обновление визуального оформления пространства)
2.       Сложно «попасть в возраст», в зону ближайшего развития при оформлении среды, понять, что будет для детей не скучным, а развивающим
3.       Недостаточно места (все стены заняты мебелью)
4.       Опасение, что детям неинтересно смотреть на то, что они уже сделали (и прошли) на занятии (разработали и записали правила, сделали календарь и др.)
5.       Убежденность в том, что ребенок развивается во взаимодействии с взрослым, поэтому среда как «третий педагог» не используется полноценно.
Подводя итог, можно отметить, что при систематической организации детской деятельности с использованием «Говорящей стены» прослеживается положительная динамика развития самостоятельности у воспитанников, познавательных процессов. Стена дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.
Говорящая стена-инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду детского сада, своеобразный живой экран.
Мониторинг развивающей предметно - пространственной среды, проведенный в 2021 году в садах нашего комплекса с учетом шкал ECERRS-R выявил ряд особенностей, среди которых стоит отметить, что современные педагоги стремятся создать среду с использованием инновационных подходов, где дети будут всесторонне развиваться и вместе с тем чувствовать себя, как дома.
Примечание: ECERS-R представляют собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада. Они разработаны для комплексной оценки качества образовательной деятельности организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования для детей от 2,5 до 5 лет.
Хотелось бы завершить словами одного из классиков отечественной педагогики Антона Семеновича Макаренко: «воспитывает всё: люди, вещи, явления…».
А в дошкольных образовательных организациях могут воспитывать и стены.

Библиографический список
1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ.-М.: Детство-Пресс, 2011-112 с.
2. Кудрявцева Е.Л., Шершун С.В. «Говорящие стены» (Образовательное пространство как арт-субъект в диалоге культур) [Электронный ресурс]// DOCPLAYER.URL:https://www.fontanka.ru|2014|12|090|.
3. Назарова Т.С. Педагогические технологий: новый этап эволюции?/ Т.С. Назарова//Педагогика-2007.-№3
4. Никитины Б.П. и Л.А. Мы, наши дети и внуки. В 2 т.Т.2-М:Самокат, 2017.-328с.
5. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.-6-е изд., доп.-М.:Мозаика-Синтез, 2021-368 с.
6. Современный детский сад. Каким он должен быть/Под редакцией О.А. Шиян—М.:Мозаика-Синтез, 2019.-312 с.
7. Тельма Хармс, Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R.-М.: Издательство «Национальное образование». 2017.-136 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года
9. Чумакова И.В., Гайдукова С.А., Свистунова Е.Г. Современные образовательные технологии деятельности педагога при реализации ФГОС ДО: Учебно-методическое пособие.-Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2017.-228 с.