Николаенко Е.Н. Обобщение опыта по теме «Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста»
1. История вопроса и способы решения проблемы Робо-помощники - это, кажется, то, к чему человечество стремится в течение всей своей истории. Еще в античной мифологии описывались всевозможные существа, которые создавались людьми для того, чтобы различные сложные задачи решались сами собой, без человеческого участия. В наши дни робо-помощники уже довольно прочно утвердились в самых разных областях жизнедеятельности. Ни одно настоящее производство не обходится теперь без робо-помощников. Прессовый цех автомобильного завода, сборочный конвейер любого солидного предприятия, штамповочный цех по производству алюминиевых вилок и ложек, покрасочный цех фабрики пластиковых игрушек и многие другие производственные объекты в современном мире просто невозможно себе представить без присутствия и самого активного участия во всех процессах робо-помощников. Еще двадцать лет назад мы спокойно обходились без мобильной связи, и стационарные телефонные аппараты были не в каждой семье... И новое поколение уже не представляет себе учебу, работу и досуг без смартфонов, планшетов, ноутбуков и прочих гаджетов. Сейчас в наши семьи прочно входит автоматизация, различные механизмы, упрощающие жизнь всем членам семьи.Ведь несомненно,чтосемья и для детей и для взрослых самое главное и ценное в жизни. Семья это главная составляющая не только нашего общества,но и России в целом. Актуальность этой темы подчеркнул В.В.Путин,который призвал «Восстановить традиционные ценности бережного отношения к семье» Таким образомчеловек внедряет в свою жизнь робо-помощников, чтобы упростить свой быт и сделать жизнь более комфортной. В этом и проявляется любовь, забота и бережное отношение между членами семьи. 2. Идея и общее содержание проекта В российском обществе всегда высоко ценились понятия «семья»,«родина» «доброта», «ум», «честь», «служение людям». Нравственная культура нашего народа воплотилась в традициях христианского милосердия и благотворительности. Но сегодня все мы проходим проверку прагматизмом с жестким навязыванием культа потребления. Все чаще среди детей и молодежи имеют место проявления эгоизма, лицемерия. Но ведь уровень цивилизации общества во многом оценивается по его отношению к обездоленной части населения: старикам, сиротам, детям-инвалидам. В связи с этим, одной из задач воспитания подрастающего поколения должно стать развитие потребности в оказании конкретной помощи и соучастии в судьбе тех людей, на долю которых выпали тяжелые физические и моральные испытания. Данный проект обращен, прежде всего, к людям, которые в повседневной суете сумели сохранить сочувствие и понимание к тем, кто сегодня особенно нуждается в помощи и поддержке. Благодаря гениальным изобретениям в нашу повседневную жизнь входят технические новинки и ими активно пользуются в семьях как дети,так и люди преклонного возраста. И это хорошо,тем более, если семья полная, дружная. А если это семья инвалидов, передвигающихся на колясках? Каково им жить в маленьком городе, не оборудованном пандусами и поручнями? Это же семья. Или семья пенсионеров, которые живут в старом доме без лифта? Или одинокая мать, воспитывающая ребенка с ОВЗ, который не может посещать школу из-за того что там нет пандусов и широких дверных проемов? Это же тоже семья. И таких семей, нуждающихся в помощниках на территории нашей области очень много. Так вот наш проект направлен на помощь именно такой категории людей. Идея проекта– Создание робо-помощника-волонтера, который помогает инвалидам, многодетным семьям, семьям, воспитывающих детей с ОВЗ, а также людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Содержание проекта. Наш частный детский сад №69 ОАО «РЖД» является волонтерским отрядом. Дети второй год с удовольствием занимаются посильной волонтерской деятельностью под руководством своих воспитателей. Решено было модернизировать, собачку, которая будет запрограммирована на помощь семьям, в которых живут инвалиды. Представляем Вашему вниманию нашего нового усовершенствованного робо-помощника. Знакомьтесь–РобоРекс-32.
Мы живем в Фокинском районе города Брянска. На одной из улиц живет семья инвалидов - колясочников. Совсем недавно у них родился ребенок. Девочка, к счастью, совершенно здорова. Уже начинает ходить. Не будем перечислять все трудности,с которыми сталкивается эта семья в быту, воспитывая маленького ребенка, а также на улицах нашего города. Но теперь есть РобоРекс-32! Вот это удача! Он всегда рядом! Он готов прийти на помощь –только нажми на браслет. У членов семьи на руках браслеты с д\у. У РобоРекса-32 на шее датчик, улавливающий сигналы. Как только нужна помощь, человек нажимает кнопку с определенной функцией. РобоРекс получает эту команду, у него загорается световой индикатор и он оказывает помощь. Какую же помощь может оказать семье инвалидов РобоРекс32? Передвигаясь на коляске, инвалиды и их семьи очень ограничены в действиях, и это понятно. Поэтому самые простые манипуляции требуют огромного труда, а иногда и вовсе не выполнимы без чьей- то помощи. А если еще в семье маленький ребенок – это вдвойне сложней. Наша усовершенствованная модель РобоРекс-32очень быстро, качественно и весело сделает уборку дома: подметет и помоет пол, вычистит ковер, а также развлечет и укачает ребенка. А самое главное станет настоящим другом для всей семьи. 3. Комплексное исследование и решения на основе исследования Как важно в современном мире, остановиться на мгновенье и задуматься о тех, кто и что нас окружает. Порой нам не хватает гражданственности, моральных качеств: доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто сегодня, оказался в трудной жизненной ситуации. Для того, чтобы как- то решить данную проблему был разработан и создан данный проект. Актуальность Своими поступками и проделанной работой хотели продемонстрировать, что наш вклад является эффективным способом решения социальных проблем, и в этом может поучаствовать любой человек, неравнодушный к проблемам окружающих. Приоритетным направлением нашего движения стало оказание помощи и поддержки семьям с инвалидами. Выбор темы проекта неслучаен: участвуя в добровольческом движении, мы позволяем творить доброе дело, по зову сердца, помогаем внести свой вклад в будущее нашего общества нашей огромной страны-России. Оказывая помощь инвалидам и их семьям, мы даем возможность не только улучшить их быт, но и почувствовать их значимость, а главное донести до других людей, что это острая и актуальная задача. Новизна проекта Участие детей в конструкторской и изобретательской деятельности обусловлено желанием помочь людям с ограниченными возможностями и их семьям. Реализация проекта имеет ярко выраженные воспитательные и деятельностные функции, позволяет формировать истинные нравственные ценности. Гипотеза исследования Гипотеза исследования состоит в предположении, что использование робо-помощника РобоРекс-32 в семьях, воспитывающих инвалидов, может качественно улучшить их жизнь и быт, тем самым привлечь общественность к проблемам инвалидов-колясочников. Цель работы Вовлечь воспитанников в проектно-исследовательскую, изобретательскую деятельность, путем воспитания милосердия и сострадания, желания помочь людям с ограниченными возможностями и их семьям. Задачи исследовательской работы. Привить интерес к робототехнике, конструированию и изобретательности. Разработать и усовершенствовать робо-помощника, оказывающего помощь людям с ограниченными возможностями и их семьям. Взаимодействовать с государственными и общественными организациями, действующими в интересах людей с ограниченными возможностями и их семьями. Пропагандировать понятие семейных ценностей. Оказание посильной помощи одиноким людям,ветеранам, детям – сиротам, инвалидам. Изучить проблему внутри конкретной семьи, выявить, какая конкретно требуется помощь. 4. Процесс подготовки проекта. Процесс подготовки проекта состоял из нескольких этапов. Сначала детям была предложена тема: «Робо-помощники в семье». На этом этапе были проведены следующие мероприятия: Просмотр мультфильмов: «Здравствуй, робот», «Город роботов». Просмотр слайдов «История роботов. От античности – до наших дней» Конкурс рисунков «Робот – помощник в моей семье» Конструирование роботов – помощников из конструктора Лего. Создание уголка в группе «Мы юные конструкторы-изобретатели» Выставка «Роботы – трансформеры» и «Роботы-животные» На втором этапе дети знакомятся с понятиями «семья» и «семья, с людьми, имеющими ограниченные возможности». На этом этапе была проведена следующая работа: Диспут: «Как помочь людям, которые нуждаются в помощи:ветеранам, одиноким пенсионерам, инвалидам, детям - сиротам» Посещение Совета ветеранов. Беседы с ветеранами. Изготовление подарков к Рождеству для ветеранов. Посещение центра социальной защиты г.Брянска. Рождественский концерт. Консультация с директором центра социальной защиты населения Родкиной Светланой Николаевной. Посещение центра реабилитации инвалидов-колясочников. Консультация с директором центра реабилитации инвалидов Лаврушиной Ириной Николаевной о проблемах инвалидов-колясочников. Приглашение ветеранов в детский сад. Показ рождественской сказки. Встреча с заместителем директора реабилитационного центра Изотовым Сергеем Владимировичем
Следующим этапом было решение создать робота –помощника именно для семей, где проживают люди с ограниченными возможностями. Были попытки создать различные варианты робо-помощников, вплоть до фантастических, но конечным решением стала обыкновенная собачка, которая будет помогать инвалидам-колясочникам и их семьям. Единогласно ребята назвали ее РобоРекс-32. Заключение. В результате работы над проектом нам удалось доказать гипотезу исследования, что использование робо-помощника РобоРекс-32 в семьях людей с ограниченными возможностями, может качественно улучшить их жизнь и быт,тем самым привлечь внимание общественности к проблемам инвалидов-колясочников в нашем регионе и городе. Трудности при работе с проектом. В ходе работы над проектом,особо трудоемким был процесс создания этапов сборки модели, а также чтение схем сборки механизмов. Одной из главных решенных задач в результате работы над проектом, стало систематизация у воспитанников конструкторской деятельности, благодаря чему удалось связать теоретический и практический материал, путем воспитания милосердия и сострадания к людям с ограниченными возможностями желания помочь таким семьям. В итоге работа над проектом, дала воспитанникам почувствовать свою значимость и удовлетворенность проделанной работой в интересах инвалидов – колясочников, а также добиться основных задач, поставленных перед началом проекта. 8. Список использованной литературы. 1.Логинова, Н.В. Предоставление реабилитационной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья в центре реабилитацииинвалидов / Н.В. Логинова // Социальное обслуживание. – 2014. — №7. – С. 33-37 2.Журавлева, Г.В. Поддержка позитивного настроя семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Г.В. Журавлева // Социальное обслуживание. – 2014. — №11. – С. 69-77. 3.Савин, А.Ю. Социальная реабилитация пожилых людей и инвалидов. А.Ю. Савин, Н.В. Щербинина // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С.19-31. 4.Тимошенко, Е.И. Технология социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов в центре социального обслуживания Е.И. Тимошенко // Социальное обслуживание. – 2014. — №11. – С. 47-52. 5. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50. 6. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб.пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с. 7. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989. 8. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с 9.. Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарѐнности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с. 10. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе. – М.: Бином, 2011. – 120 с. 11. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. 12. Конструируем: играем и учимся LegoDacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с. 13. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54. 11 14. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с. 15. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с. 16. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.