В «Концепции художественного образования Российской Федерации» разработаны задачи и формы приобщения детей к искусству на разных возрастных этапах. Обращается внимание на то, что в дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребёнка, органически вписанные в его жизнь.
Задачами по приобщению к искусству в подготовительной к школе группе являются:
- расширение знаний об основных видах изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура);
-развитие художественного восприятия у детей;
-расширение первичных представлений об основных живописных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт, батальная и жанровая живопись);
-знакомство детей с произведениями живописи.
Для того, чтобы знакомство с жанрами искусства у старших дошкольников проходило с интересом и непринуждённо, я широко использую игры и игровые упражнения. Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста – истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги.
Используемые мною дидактические игры и упражнения по приобщению к искусству помогают организовать образовательное пространство способствующее развитию эстетической культуры старших дошкольников. Все игры и упражнения я разделила на несколько блоков, каждый из которых направлен на решение определённых задач:
1 блок «Что мы видим на картине?» (Таблица 1)
Задачи: Подготовить детей к восприятию картины. Формировать умения видеть изображённые объекты во время рассматривания.
Таблица 1
Дидактические игры
Игровые упражнения
· «Определи и найди жанр портрета/ натюрморта/ пейзажа»,
· «Найди картины, написанные тёплыми/ холодными красками»,
· «Из чего состоит пейзаж/ натюрморт/ портрет?»,
· «Собери пейзаж/ натюрморт/ портрет из частей»,
· Мозаика «Собери картину»
· «Подбери красивые слова к изображённому объекту»
· «Кто больше назовёт слов, характеризующих настроение человека»,
· «Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши свои чувства»
· «Какое настроение человека можно выразить, если использовать серо-голубые цвета?»
2 блок «Смотрим на картину и фантазируем» (Таблица 2)
Задачи: Формировать у детей умение творчески преобразовывать картину, фантазируя, составляя рассказы и загадки.
Таблица 2
Дидактические игры
Игровые упражнения
· «Кто о чём говорит?»
· «К нам пришёл волшебник: Я ощущаю лицом и руками/ Я слушаю/ Я ощущаю запах/ Я пробую на вкус»
· «Что было, что будет?»
· «Расскажи без слов (мимикой и жестами) о чём бы ты написал картину?»
· «Закончи предложение: если бы трава была голубой, то…»
3 блок «Средства выразительности» (Таблица 3)
Задачи: Формировать умение различать и называть художественные средства выразительности.
Таблица 3
Дидактические игры
Игровые упражнения
· «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине»
· «Узнай натюрморт по модели»
· «Соотнеси слово и настроение картины»
· «Волшебные цвета»
· «Собери пейзаж»
· «Угадай, к какому из портретов подходит эта музыка?»
· «Придумай предложение»
· «Скажи по-другому»
· «Какое настроение человека можно выразить, если использовать жёлто-коричневое сочетание?»
4 блок «Расскажем о картине». (Таблица 4)
Задачи: Закреплять знания и представления детей о жанрах искусства. Развивать умение сравнивать и обобщать.
Таблица 4
Дидактические игры
Игровые упражнения
· «Угадай картину»
· «Что нужно художнику/ скульптору?»
· «Составь портрет сказочного героя»
· «Объясни, почему так названа картина?»
· «Придумай и собери портрет»
· «Составь букет»
· «Найди ошибку на картине»
· «С чем это можно сравнить?»
· «Кто расскажет интереснее, почему понравилась картина?»
· «Кто задаст больше вопросов о данном произведении?»
· «Превратись в кого-нибудь и расскажи, что чувствуешь»
Практически все игры и упражнения обеспечены наглядностью. В сети Интернет мною были подобраны и распечатаны репродукции картин таких художников, как: А.И Куинджи «Радуга», В.А. Тропинин «Золотошвейка», В.М. Васнецов «Богатыри» и других. Все репродукции картин отбирала по критериям красочности и понятности детскому восприятию. Из репродукций делались игры по типу разрезных картинок, пазлов.
Метод моделирования – данный вид практических действий воспитателя с детьми использовался мною для фиксирования полученных знаний о жанре искусства. Так для закреплений знания о пейзаже использовались предметно-схематические модели: «Что может художник изобразить в пейзаже?».
Результатами использования дидактических игр и упражнений в образовательной деятельности со старшими дошкольниками можно считать, прежде всего, те изменения, которые произошли с детьми моей группы за последний период:
-ребята стали проявлять интерес и усидчивость при рассматривании репродукций картин;
- большинство детей стали активнее беседовать со мной по картине;
- дети начали высказывать своё отношение к произведениям искусства;
- ребята стали лучше ориентироваться в отборе средств выразительности при создании своего рисунка.
Библиографический список:
1.Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью [текст] / А.А. Грибовская. М.: 2004. – 87 с.
2.Концепция художественного образования Российской Федерации. – [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumContents.asp?DocumID=151125
3. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: Рекомендации, занятия, дидактические игры [текст] / М.Г. Смирнова. Волгоград: Учитель, 2009. – 270 с.
4. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: Интегрированный подход: Методическое пособие [текст] /И.В. Штанько. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)