Выпуск № 30 (56) 2020

Ильина Ж.Н. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к искусству через игру

Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие её проявлений, увидеть её красоту и неприглядные стороны. По отношению к воспринимающему и познающему искусство ребёнку оно выполняет разнообразные функции: воспитательную и образовательную, приобщает к социальным явлениям, доставляет наслаждение, радость, формирует чувство прекрасного.
В «Концепции художественного образования Российской Федерации» разработаны задачи и формы приобщения детей к искусству на разных возрастных этапах. Обращается внимание на то, что в дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребёнка, органически вписанные в его жизнь.
Задачами по приобщению к искусству в подготовительной к школе группе являются:
- расширение знаний об основных видах изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура);
-развитие художественного восприятия у детей;
-расширение первичных представлений об основных живописных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт, батальная и жанровая живопись);
-знакомство детей с произведениями живописи.
Для того, чтобы знакомство с жанрами искусства у старших дошкольников проходило с интересом и непринуждённо, я широко использую игры и игровые упражнения. Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста – истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги.
Используемые мною дидактические игры и упражнения по приобщению к искусству помогают организовать образовательное пространство способствующее развитию эстетической культуры старших дошкольников. Все игры и упражнения я разделила на несколько блоков, каждый из которых направлен на решение определённых задач:


1 блок «Что мы видим на картине?» (Таблица 1)
Задачи: Подготовить детей к восприятию картины. Формировать умения видеть изображённые объекты во время рассматривания.

Таблица 1

Дидактические игры

Игровые упражнения

·                   «Определи и найди жанр портрета/ натюрморта/ пейзажа»,

·                   «Найди картины, написанные тёплыми/ холодными красками»,

·                   «Из чего состоит пейзаж/ натюрморт/ портрет?»,

·                   «Собери пейзаж/ натюрморт/ портрет из частей»,

·                   Мозаика «Собери картину»

·                   «Подбери красивые слова к изображённому объекту»

·                   «Кто больше назовёт слов, характеризующих настроение человека»,

·                   «Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши свои чувства»

·                   «Какое настроение человека можно выразить, если использовать серо-голубые цвета?»



2 блок «Смотрим на картину и фантазируем» (Таблица 2)
Задачи: Формировать у детей умение творчески преобразовывать картину, фантазируя, составляя рассказы и загадки.

Таблица 2

Дидактические игры

Игровые упражнения

·                   «Кто о чём говорит?»

·                   «К нам пришёл волшебник: Я ощущаю лицом и руками/ Я слушаю/ Я ощущаю запах/ Я пробую на вкус»

·                   «Что было, что будет?»

·                   «Расскажи без слов (мимикой и жестами) о чём бы ты написал картину?»

·                   «Закончи предложение: если бы трава была голубой, то…»


3 блок «Средства выразительности» (Таблица 3)
Задачи: Формировать умение различать и называть художественные средства выразительности.

Таблица 3

Дидактические игры

Игровые упражнения

·          «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине»

·          «Узнай натюрморт по модели»

·          «Соотнеси слово и настроение картины»

·          «Волшебные цвета»

·          «Собери пейзаж»

·          «Угадай, к какому из портретов подходит эта музыка?»

·          «Придумай предложение»

·          «Скажи по-другому»

·          «Какое настроение человека можно выразить, если использовать жёлто-коричневое сочетание?»


4 блок «Расскажем о картине». (Таблица 4)
Задачи: Закреплять знания и представления детей о жанрах искусства. Развивать умение сравнивать и обобщать.

Таблица 4

Дидактические игры

Игровые упражнения

·                   «Угадай картину»

·                   «Что нужно художнику/ скульптору?»

·                   «Составь портрет сказочного героя»

·                   «Объясни, почему так названа картина?»

·                   «Придумай и собери портрет»

·                   «Составь букет»

·                   «Найди ошибку на картине»

·                   «С чем это можно сравнить?»

·                   «Кто расскажет интереснее, почему понравилась картина?»

·                   «Кто задаст больше вопросов о данном произведении?»

·                   «Превратись в кого-нибудь и расскажи, что чувствуешь»



Практически все игры и упражнения обеспечены наглядностью. В сети Интернет мною были подобраны и распечатаны репродукции картин таких художников, как: А.И Куинджи «Радуга», В.А. Тропинин «Золотошвейка», В.М. Васнецов «Богатыри» и других. Все репродукции картин отбирала по критериям красочности и понятности детскому восприятию. Из репродукций делались игры по типу разрезных картинок, пазлов.
Метод моделирования – данный вид практических действий воспитателя с детьми использовался мною для фиксирования полученных знаний о жанре искусства. Так для закреплений знания о пейзаже использовались предметно-схематические модели: «Что может художник изобразить в пейзаже?».
Результатами использования дидактических игр и упражнений в образовательной деятельности со старшими дошкольниками можно считать, прежде всего, те изменения, которые произошли с детьми моей группы за последний период:
-ребята стали проявлять интерес и усидчивость при рассматривании репродукций картин;
- большинство детей стали активнее беседовать со мной по картине;
- дети начали высказывать своё отношение к произведениям искусства;
- ребята стали лучше ориентироваться в отборе средств выразительности при создании своего рисунка.


Библиографический список:
1.Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью [текст] / А.А. Грибовская. М.: 2004. – 87 с.
2.Концепция художественного образования Российской Федерации. – [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumContents.asp?DocumID=151125
3. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: Рекомендации, занятия, дидактические игры [текст] / М.Г. Смирнова. Волгоград: Учитель, 2009. – 270 с.
4. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: Интегрированный подход: Методическое пособие [текст] /И.В. Штанько. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)