«Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся
сохранить и меньше всего берегут».
Жан де Лабрюйер
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья и физическому развитию детей. Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Понятие ― здоровьесберегающие технологии прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.
Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста в РФ показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус и т.д. Приведенные результаты наглядно указывают на социально- педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, в том числе и нашего, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО) определяет, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого- педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребенка.
Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. Понятие ― здоровьесберегающие технологии как раз и интегрирует все направления работы нашего дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителя. Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий в нашем дошкольном учреждении, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной встроенностью в общую систему работы ДОУ, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач.
В нашем дошкольном учреждении одним из эффективных и актуальных методов работы с воспитанниками и их родителями является метод проектов. Если говорить о проекте в общем смысле, то это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с определенными требованиями к качеству результатов, установленными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В.Н. Бурков, Д.А. Новиков). Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Он ориентирован на инновацию, а его автор предлагает новые пути в образовательном процессе.
Успешность проектной деятельности говорит о способности педагога действовать в русле современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.
В 2020 – 2021 учебном году в нашем учреждении запланированы и реализуются педагогические проекты с использованием здоровьесберегающих технологий для детей всех возрастных групп. Среди них: «Если хочешь быть здоров!» (группа среднего дошкольного возраста «Непоседы»; «Русско-народные подвижные игры» (Инструктор ФИЗО); «Здоровое питание – залог здоровья семьи» (Группа старшего возраста и др.
Все эти проекты имеют свои цели и задачи, но их объединяет единая цель, направленная на сохранение и укрепление здоровья ребенка, формирование двигательных умений и навыков, а также использование здоровьесберегающих технологий через проектную деятельность.
Каждый педагог в своем проекте смог отобразить и показать родителям, детям, коллегам, насколько важно в дошкольном возрасте следить за сохранением и укреплением здоровья, за правильным питанием наших детей, соблюдать гигиенические требования и режим дня, играть в разные подвижные, народные игры.
Проект «Русско-народные подвижные игры» был выбран не случайно, так как в нашем учреждении они пользуются большой популярностью. Дети постоянно играют в такие игры, как: прятки, ловишки, салочки, горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Именно русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу. Проведение народных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из любого положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу. Таким образом, дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Проект «Здоровое питание – залог здоровья семьи», направлен на воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей. В детском возрасте уровень здоровья ребенка во многом определяется качеством питания. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов.
Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройства пищеварения.
Питание оказывает определяющее влияние на развитие центральной нервной системы ребенка, его интеллект, состояние работоспособности, содействует формированию организма, способного преодолевать сложности жизни.
Питаться разумно – значит не только обеспечить содержание в пище белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды в необходимых количествах, но и удовлетворить индивидуальные потребности детей с учетом физиологических особенностей и социальных условий жизни.
Пища должна быть не только полноценной по количеству, составу и сочетанию питательных веществ, но и вкусной.
Во многих семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, острое, сладкое. Многие кормят детей однотипно. В лучшем случае котлеты, картошка, в худшем — сосиски, макароны, пельмени. Из-за этого дети, не привыкшие к здоровой пище, отказываются от овощных блюд, рыбы, кисломолочной продукции, запеканок. Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Правильное сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте дети не могут самостоятельно оценить полезность здоровой пищи, в наше время, время рекламы чипсов, кириешек, чупа-чупсов, газводы и т. д. У детей формируется искаженные взгляды на питание. Родители зачастую также не способствуют формированию взглядов на правильное питание.
По итогам проектной деятельности оздоровительных технологий в ДОУ:
1. У детей накоплен двигательный и познавательный опыт в ОО
«Физическая культура».
2. Педагоги овладели методикой проектирования.
3. Выявлен положительный опыт семейного спортивного воспитания.
4. Снизилась заболеваемость воспитанников.
5. Повысилось качество организации совместной деятельности с детьми в ОО «Физическая культура».
6. Созданы условия для занятий спортом в ДОУ и семье.
7. Родители стали равноправными партнерами в физическом воспитании детей.
Все проекты, реализующиеся в нашем ДОУ, являются результатом творческой деятельности детей, родителей, педагогического коллектива детского сада. Особенностью проектов является создание единого воспитательно-образовательного пространства, основанного на доверительных партнерских отношениях детского сада с родителями. А это залог успешной работы с детьми.
Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, дети были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
В результате реализации всех проектов создана эффективная система работы в детском саду по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.
Список литературы:
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально - ориентированный подход // Школа здоровья. – 2000. – Т. 7. – № 2. – С. 21–28.
2. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. – М., 2001.
3. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
4. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
5. Ткачева В. И. Играем каждый день: методические рекомендации. – Мн.: НИО, 2001.