Выпуск № 20 (95) 2021

Овчаренко В.В. Применение Су-Джок терапии в детском саду

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал однажды фразу, которая выражает тонкую связь между мелкой моторикой и развитием речи детей: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». И действительно, малыши, которые способны выполнять пальчиками кропотливые действия, разговаривают значительно лучше сверстников, не умеющих этого.
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.
Большое признание среди педагогов, логопедов, дефектологов приобретает «Су-Джок терапия». "Су–кисть, "Джок"– стопа). В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су–Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец–сердце, безымянный–печень, средний–кишечник, указательный–желудок, большой палец–голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
Одним из практических инструментов «Су-Джок является массажный чудо-шарик с эластичными колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Но, как и любой навык, мелкая моторика требует развития в виде системных тренировок. В коррекционных целях Су-Джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей. Как показывает практический опыт применения Су-Джок терапии, она активизирует развитие речи ребенка, оказывает стимулирующее воздействие на речевые области в коре головного мозга, способствует коррекции произношения (автоматизации звука), развитию лексико-грамматических категорий, совершенствованию навыков пространственной ориентации, повышает энергетический уровень ребенка, способствует развитию тактильной чувствительности.
Таким образом, в коррекционно-логопедической работе приемы Су-Джок терапии можно использовать в качестве массажа, а также с целью общего укрепления организма. Ниже представлены некоторые формы работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

    

1.       Массаж Су-Джок шариками (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом):
2.       Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
3.       Массаж пальцев эластичным кольцом (дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики):
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный,
самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Использованная литература:
1.       https://market.yandex.ru/search?rs=eJwzSvKS4xIzcvRzK4swjy_MCPOOCkgq9HNP9k5Kl2BUYNBgAMlX5GTlJFl4G-Y6-RdmmRpk-ZvnBRSWI-SNMtzj88Md08tDAkuN8lIKwwwi4kOg8hEMAFYbGnY%2C&text=массаж%20су%20джок%20шарик&lr=29397&utm_medium=cpc&utm_referrer=wizards&clid=545
2.       https://itmassage.ru/sredstva/su-dzhok-massazher
3.       Сам себе Су Джок доктор – М., «Су Джок Академия», 2007. – 156 с.: илл. 2-е издание, дополненное и переработанное.