Выпуск № 1 (76) 2021

Яковлева Е.А., Маклакова Н.А. Музейная педагогика как инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста. Мини-музей «Глиняная посуда»

В соответствии с ФГОС ДО вся работа строится на основе принципов:
-         содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-         поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-         сотрудничество Организации с семьей;
-         формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-         возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
В своей работе используем педагогическую технологию - музейную педагогику. Она является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Идея создания музея
При знакомстве детей средней группы с посудой, её разнообразием, предназначением и материалом, из которого она сделана, возникла проблема - как, не имея наглядности, рассказать ребёнку об этом? Ведь ребёнок по своей натуре исследователь. Ему надо потрогать, рассмотреть изучаемый предмет. И если в повседневной жизни он видит предметы стеклянной, металлической, фарфоровой посуды, то глиняная посуда дома есть не у всех. В процессе общения с детьми выяснилось, что у некоторых из них есть дома предметы глиняной посуды. Они принесли её в группу и, в результате, у нас набралось более пяти предметов посуды, разнообразной по форме, своему предназначению, росписи узоров на ней. Так появилась идея создания мини-музея.
Цель создания мини-музея:
- создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи:
- дать представление о музее;
- расширять кругозор детей об окружающем мире путём ознакомления их с глиняной посудой, её назначением;
- развивать познавательную активность детей посредством знакомства их с качествами глиняной посуды;
- развивать умение составлять простейшие описательные рассказы о предметах – посуде;
- привлекать родителей к пополнению мини-музея экспонатами глиняной посуды.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.
Ø Наглядность.
Ø Доступность.
Ø Динамичность.
Ø Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
Ø Обязательное сочетание предметного мира музея с основной образовательной программой учреждения.
Мини-музей помогает одновременно интегрировать задачи разных образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие:
- опытно-исследовательская деятельность (глина и её свойства);
- НОД «Глиняная посуда»;
- дидактические игры: «Найди оригинал»; «Собери из частей целое»; «Найди глиняную посуду»; «Найди картинку – отгадку»;
- рассматривание тематических альбомов «Глиняная посуда».
Речевое развитие:
- чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе»;
- НОД «Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки о глине, изделиях из глины»
- НОД «Составление описательных рассказов о глиняной посуде»;
- беседа «Глиняная посуда, её предназначение, разнообразие»;
- экскурсия в мини-музее.
Художественно-эстетическое развитие:
- НОД «Чашечка из глины» (лепка);
- НОД «Укрась глиняную тарелочку» (рисование);
- дидактическая игра «Составь натюрморт» (фрукты на глиняной тарелочке).
Социально-коммуникативное развитие:
- трудовая деятельность (сбор глины на участке для лепки глиняной посуды);
- драматизация сказки «Три медведя» (с использованием глиняной посуды).
Этапы создания мини-музея:
- Подготовительный (разработка плана по созданию мини-музея, сбор информации, накопление материала);
- Практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);
- Итоговый.
Подготовительный этап:
-         разработка перспективного плана по работе в мини-музее;
-         сбор экспонатов для мини-музея;
-         привлечение родителей к сбору экспонатов мини-музея;
-         оформление мини-музея;
-         изготовление дидактических игр;
-         оформление тематических альбомов «Глиняная посуда».
Практический этап:
-         разработка и проведение НОД;
-         организация и проведение бесед;
-         экскурсии в мини-музей «Глиняная посуда»;
-         подготовка экскурсоводов (детей)
Итоговый этап.
Провели совместно с родителями развлечение «Сказки в гости к нам пришли» (с использованием глиняной посуды).
На развлечении дети вместе с родителями обыграли знакомые им сказки:«Три медведя», «Волк и семеро козлят» с использованием глиняной посуды, читали стихи о посуде, играли в хороводную игру «Глиняный горшочек» (по аналогии хороводной игры «Колпачок»).
Работа с родителями.
Взаимодействие педагогов и родителей по принципу равноправных субъектов педагогической деятельности обусловливает эффективность процесса воспитания детей, поэтому родители стали активными помощниками в деятельности с детьми по данной теме.
Формы взаимодействия ДОУ и семьи:
- экскурсии в мини-музей;
- совместные рисунки;
- консультации и индивидуальные беседы;
- пополнение мини-музея предметами глиняной посуды;
- оформили альбом детского творчества совместно с родителями по теме «Глиняная посуда».
Результаты работы.
В результате систематической работы:
-         дети получили первое представление о музее;
-         расширился кругозор детей об окружающем мире путём ознакомления их с глиняной посудой, её назначением;
-         во время практической деятельности дети познакомились с качеством и свойствами глины, что вызвало познавательный интерес к работе с данным материалом;
-         дети научились составлять описательные рассказы о посуде;
-         родители стали равноправными партнёрами в работе с мини-музеем.
Ведь каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Перспектива работы в мини-музее.
В дальнейшем планируем:
-         пополнять мини-музей экспонатами глиняной, керамической посуды разного вида, с различной росписью.
-         расширять знания у детей о гончарном искусстве посредством ознакомления детей с керамической посудой разных народностей.
-         познакомить детей с работой гончара, с его орудиями труда (гончарный круг).
-         дать детям возможность выполнить работу с глиной, используя детский гончарный круг.
Литература:
1.        «Методические рекомендации по ознакомлению детей с искусством и скульптурой... Ленинград, изд-во «Детская литература», 1981, С. 8-15.
2.        Лобанова Вероника Александровна "Лепим из глины. Методическое пособие. ФГОС ДО«, Сфера, 2015 г.
3.        Светлана Ращупкина «Лепка из глины», учебная литература. Детские книги, электронная литература с.9https://iknigi.net/avtor-svetlana-raschupkina/10917-lepka-iz-gliny-dlya-detey-razvivaem-palcy-i-golovu-svetlana-raschupkina/read/page-4.html
4.        «Горшочек каши» - сказка, Братья Гримм.
5.        «Горшок», «Жихарка», «Как у бабушки козел», «Колобок»; «Маша и медведь», «Гуси лебеди», «Лисичка со скалочкой»; «Крылатый, мохнатый да масленый», «Морозко», «Девочка-Снегурушка», «Каша из топора», «Два Ивана», «Три медведя», «Теремок», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Самое дорогое», «Горшеня», «Кому горшок мыть» - русские народные сказки.
6.        Туркменская народная сказка «Глиняный кувшин».
7.        «Гончарное производство» https://ru.wikipedia.org/wiki/