Яковлева Е.А., Маклакова Н.А. Музейная педагогика как инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста. Мини-музей «Глиняная посуда»
В соответствии с ФГОС ДО вся работа строится на основе принципов: - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничество Организации с семьей; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). В своей работе используем педагогическую технологию - музейную педагогику. Она является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Идея создания музея При знакомстве детей средней группы с посудой, её разнообразием, предназначением и материалом, из которого она сделана, возникла проблема - как, не имея наглядности, рассказать ребёнку об этом? Ведь ребёнок по своей натуре исследователь. Ему надо потрогать, рассмотреть изучаемый предмет. И если в повседневной жизни он видит предметы стеклянной, металлической, фарфоровой посуды, то глиняная посуда дома есть не у всех. В процессе общения с детьми выяснилось, что у некоторых из них есть дома предметы глиняной посуды. Они принесли её в группу и, в результате, у нас набралось более пяти предметов посуды, разнообразной по форме, своему предназначению, росписи узоров на ней. Так появилась идея создания мини-музея. Цель создания мини-музея: - создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея. Задачи: - дать представление о музее; - расширять кругозор детей об окружающем мире путём ознакомления их с глиняной посудой, её назначением; - развивать познавательную активность детей посредством знакомства их с качествами глиняной посуды; - развивать умение составлять простейшие описательные рассказы о предметах – посуде; - привлекать родителей к пополнению мини-музея экспонатами глиняной посуды. При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы. Ø Наглядность. Ø Доступность. Ø Динамичность. Ø Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность). Ø Обязательное сочетание предметного мира музея с основной образовательной программой учреждения. Мини-музей помогает одновременно интегрировать задачи разных образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие: - опытно-исследовательская деятельность (глина и её свойства); - НОД «Глиняная посуда»; - дидактические игры: «Найди оригинал»; «Собери из частей целое»; «Найди глиняную посуду»; «Найди картинку – отгадку»; - рассматривание тематических альбомов «Глиняная посуда». Речевое развитие: - чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе»; - НОД «Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки о глине, изделиях из глины» - НОД «Составление описательных рассказов о глиняной посуде»; - беседа «Глиняная посуда, её предназначение, разнообразие»; - экскурсия в мини-музее. Художественно-эстетическое развитие: - НОД «Чашечка из глины» (лепка); - НОД «Укрась глиняную тарелочку» (рисование); - дидактическая игра «Составь натюрморт» (фрукты на глиняной тарелочке). Социально-коммуникативное развитие: - трудовая деятельность (сбор глины на участке для лепки глиняной посуды); - драматизация сказки «Три медведя» (с использованием глиняной посуды). Этапы создания мини-музея: - Подготовительный (разработка плана по созданию мини-музея, сбор информации, накопление материала); - Практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности); - Итоговый. Подготовительный этап: - разработка перспективного плана по работе в мини-музее; - сбор экспонатов для мини-музея; - привлечение родителей к сбору экспонатов мини-музея; - оформление мини-музея; - изготовление дидактических игр; - оформление тематических альбомов «Глиняная посуда». Практический этап: - разработка и проведение НОД; - организация и проведение бесед; - экскурсии в мини-музей «Глиняная посуда»; - подготовка экскурсоводов (детей) Итоговый этап. Провели совместно с родителями развлечение «Сказки в гости к нам пришли» (с использованием глиняной посуды). На развлечении дети вместе с родителями обыграли знакомые им сказки:«Три медведя», «Волк и семеро козлят» с использованием глиняной посуды, читали стихи о посуде, играли в хороводную игру «Глиняный горшочек» (по аналогии хороводной игры «Колпачок»). Работа с родителями. Взаимодействие педагогов и родителей по принципу равноправных субъектов педагогической деятельности обусловливает эффективность процесса воспитания детей, поэтому родители стали активными помощниками в деятельности с детьми по данной теме. Формы взаимодействия ДОУ и семьи: - экскурсии в мини-музей; - совместные рисунки; - консультации и индивидуальные беседы; - пополнение мини-музея предметами глиняной посуды; - оформили альбом детского творчества совместно с родителями по теме «Глиняная посуда». Результаты работы. В результате систематической работы: - дети получили первое представление о музее; - расширился кругозор детей об окружающем мире путём ознакомления их с глиняной посудой, её назначением; - во время практической деятельности дети познакомились с качеством и свойствами глины, что вызвало познавательный интерес к работе с данным материалом; - дети научились составлять описательные рассказы о посуде; - родители стали равноправными партнёрами в работе с мини-музеем. Ведь каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Перспектива работы в мини-музее. В дальнейшем планируем: - пополнять мини-музей экспонатами глиняной, керамической посуды разного вида, с различной росписью. - расширять знания у детей о гончарном искусстве посредством ознакомления детей с керамической посудой разных народностей. - познакомить детей с работой гончара, с его орудиями труда (гончарный круг). - дать детям возможность выполнить работу с глиной, используя детский гончарный круг. Литература: 1. «Методические рекомендации по ознакомлению детей с искусством и скульптурой... Ленинград, изд-во «Детская литература», 1981, С. 8-15. 2. Лобанова Вероника Александровна "Лепим из глины. Методическое пособие. ФГОС ДО«, Сфера, 2015 г. 3. Светлана Ращупкина «Лепка из глины», учебная литература. Детские книги, электронная литература с.9https://iknigi.net/avtor-svetlana-raschupkina/10917-lepka-iz-gliny-dlya-detey-razvivaem-palcy-i-golovu-svetlana-raschupkina/read/page-4.html 4. «Горшочек каши» - сказка, Братья Гримм. 5. «Горшок», «Жихарка», «Как у бабушки козел», «Колобок»; «Маша и медведь», «Гуси лебеди», «Лисичка со скалочкой»; «Крылатый, мохнатый да масленый», «Морозко», «Девочка-Снегурушка», «Каша из топора», «Два Ивана», «Три медведя», «Теремок», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Самое дорогое», «Горшеня», «Кому горшок мыть» - русские народные сказки. 6. Туркменская народная сказка «Глиняный кувшин». 7. «Гончарное производство» https://ru.wikipedia.org/wiki/