Выпуск № 47 (122) 2021

Фролонцова Ю.А. Повышение воспитательного потенциала дошкольников через вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми

В настоящее время педагогическая наука и практика все чище заявляют о проблемах общественного воспитания и незаменимости семейного воспитания, о том, что действенность и сила семьи несопоставима ни с каким, даже высоко квалифицированным воспитанием в детском саду, а в последующем в школе. Для ребенка первым кругом общения остается семья.
А.С. Макаренко писал, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок [].
Современная семья переживает глубокий кризис: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, утрачено традиционное восприятие родительства и детства. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утратилось его традиционное понимание, прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители некомпетентны в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, утрата родителями традиционных нравственных ориентиров.
Выход из сложившейся кризисной ситуации видится в содействии укреплению семьи, развитию ее воспитательного потенциала, а также перехода от традиционных к новым принципам образования и воспитания в семье – равенства, диалогизма, сосуществования, соразвития, свободы, единства и принятия (А.Б. Орлов) [1].
В Федеральном государственно образовательном стандарте дошкольного образования одними из наиболее важных принципов дошкольного образования выступают содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а также сотрудничество организации с семьей [6].
Семейное воспитание – более или менее осознанные усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семья соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша [5].
Применительно к семье мы говорим о ее потенциале в целом: экономическом, культурном, нравственном, рекреативном, репродуктивном, воспитательном.
По мнению А.Я. Студенте, воспитательный потенциал включает в себя широкий круг особенностей, факторов, условий, которые способствуют всестороннему развитию детей. Воспитательный потенциал семьи включает в себя такие образования как: нравственные идеалы и потребности семьи; уровень осознанности членов семейного коллектива его прав и обязанностей; осознанность методов, средств педагогического воздействия с целью формирования гармонически развитой личности; уровень педагогической культуры родителей [4].
Для повышения воспитательного потенциала дошкольников следует вовлекать родителей (законных представителей) в совместную деятельность с детьми.
Т.А. Репиной, Т. Сергиевой отмечается, что совместная деятельность объединяет взрослых и детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников и требованиям взрослого или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата [2; 3].
Повышение воспитательного потенциала дошкольников посредством вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми будет наиболее результативным при соблюдении следующих педагогических условий:
- организация совместной деятельности детей и родителей основана на принципах доверия, сотворчества, взаимопонимания и принятия;
- разработка плана совместной деятельности детей и родителей с целью повышения воспитательного потенциала дошкольников;
- использование разнообразных форм вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми, способствующих повышению воспитательного потенциала дошкольников;
- в качестве «пускового механизма» развития воспитательного потенциала семьи выступает обогащенная развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая успешное введение всех участников в совместную деятельность.
Организовывая совместную деятельность детей и родителей, мы рекомендуем использовать разнообразные формы: конкурсы, создание поделок, домашний театр, семейный альбом, совместное участие детей и родителей в художественной самодеятельности, фото кросс выходных с семьей, семейный театр, семейный детско-взрослый праздник, развивающие детско-взрослые игры.
Необходимо организовать культурологические пространства при активном участии семей (родителей, бабушек, дедушек, родственников) и педагогов ДОУ:
- театральный зал (сцена, авансцена, подиум, занавес), освещение (люстры, бра, подсвечники, лампы), музыкальный центр с караоке, видеомагнитофон, диапроектор;
- костюмерная, с театральными костюмами, необходимыми для спектаклей, атрибутами, бижутерией и т.д.;
- фонд театральных кукол, в том числе и из бросового, нетрадиционного материала, театральных костюмов (детских и взрослых);
- хранилище декораций, атрибутов, ширм для настольного, теневого театров;
- театральная библиотека с фондом соответствующей литературы, иллюстрированных альбомов, книжек-театров и т.д.;
- передвижные выставки детских работ;
- театральные уголки, созданные в группе ДОУ, с коллекцией театров разных видов (пальчиковый, настольный, кукольный, теневой и др.), атрибутами к театральным играм и т.д.;
- театральная комната - «Комната сказок», которая представляет собой помещение, оборудованное всем необходимым для театральной деятельности детей и взрослых (мини-сцена с занавесом, ширма для кукольных представлений, наборы различных кукол: перчаточные, театр-ложек, большие куклы, декорации к спектаклям и т.д.);
- мини-музеи: «Театральный», где экспонатами стали театральные куклы, фотографии спектаклей прошлых лет, маски, программки, билеты и т.д.
Таким образом, повышение воспитательного потенциала дошкольников посредством вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми является процессом очень сложным и длительным, требующим от педагогов методической грамотности для его организации. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно.
Библиографический список
1.       Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. М.: Академия, 2002. 272 с.
2.       Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т. А. Репина. М., 2016. 193 с.
3.       Сергиева Т. Совместная трудовая деятельность ребенка и взрослого. //Дошкольное воспитание [Электронный ресурс]. URL: https://works.doklad.ru/view/ FVOxxmYAlHY/6.html (дата обращения: 14.06.2021)
4.       Студенте А.Я. Повышение педагогического потенциала семьи детей [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001038839 (дата обращения: 13.06.2021)
5.       Тезаурус для учителей и школьных психологов. Серия «Новые ценности образования детей» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.values-edu.ru/wp-content/uploads/2011/04/thesaurus-1995-01.pdf
6.       Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.