Меню - Вестник дошкольного образования
Вестник ДО / Меню
Выпуск № 56 (131) 2021

Кузьмина Н.А. Конспект НОД по познавательному развитию (с театральной инсценировкой) «Родник»

Образовательная область и направление: познавательное развитие, ознакомление с миром природы.
Цель: расширить представление детей о родниках, как об одном из величайших объектов природы.
Задачи:
Образовательные:
закрепить и обогатить знания детей о родниках,
дать представление о том, какое большое значение имеют родники для всего живого на земле,
обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения в природе;
Развивающие:
развивать естественный интерес и любознательность детей, логическое мышление, слуховое внимание, вербальную память, связную речь у детей старшего дошкольного возраста;
Воспитательные:
воспитывать интерес к родникам,
воспитывать бережное, ответственное отношение к родникам,
воспитывать любовь к малой Родине.
Интеграция: со всеми 5 областями ФГОС ДОУ - «Физическое развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
Предварительная работа: ЧтениеФФ стихов, сказок, рассказов, организация подвижных игр «Ручеек», «Родник и озеро»
Демонстрационный материал: иллюстрации родника, аудио запись шума родника, слайд «Купальня», слайд «Фильтрация воды», слайд «Количество родников в Вологодской области», слайд «Превращение родника в реку», Слайд «Количество пресной и морской воды», схема «Загрязнение водоемов», фотографии с перечеркнутой красной линией «Стоп, опасно для родников», интерактивная д/и «Собери мусор из родника», обложка книги «Экологических призывов», схема-модель «Кому нужна родниковая вода» и картинки для игры (птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек) посылка, родниковая вода в канистре для чая и малиновое варенье, аудио записи О. Газманов «Родники» С. Беликова «Живи родник, живи»
Раздаточный материал: из цветной бумаги набор по количеству детей: капельки, родник (большой круг)
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Встанем в круг радости, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга добрыми улыбками:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю.
Всех я здесь приветствую.
Звучит припев песни «Родники» О. Газманова
Воспитатель: Вам понравился отрывок песни? О чем он?
Дети: О родниках
Дети садятся.
Вдруг заходит мальчик Петя-хулиган (синяк под глазом, рваные штаны, бейсболка набикрень и приветствует детей)
Петя: Здрасьте девчонки и мальчишки! Вот я шел мимо, думаю, дай зайду, вот и попал к вам! Че это вы здесь делайте?
Воспитатель: Здравствуй мальчик, во –первых надо представиться,
Петя: Меня зовут Петя
Воспитатель: А во-вторых у нас занятие началось.
Петя: А мне можно с вами на каком-то занятии побыть?
Воспитатель: Ты никогда не занимался что-ли?
Петя: Нет, и не знаю, что это такое!
Воспитатель: Ну, тогда слушай, смотри и запоминай, как и все дети!
На экране срочное включение (включается заставка «Череповецкие новости») Звучат позывные передачи "Новости".
Воспитатель: Ребята, что-то случилось «Череповецкие новости» хотят сообщить о чем-то важном и срочном!
(Диктор новостей говорит)
Диктор 1: Добрый день!
В эфире выпуск "Новостей"
В студии Ольга Землянина!
Диктор: Главной новостью сегодняшнего дня является беспорядки в лесу г. Череповца, а также профилактика детьми нарушения правил поведения на природе.
Репортаж с места событий. Там находится наш корреспондент Марина Усачева. Ей слово.
Корренспондент: Да-да-да, Ольга... Добрый вечер, уважаемые зрители! Мы находимся на месте событий в лесу г. Череповца.
ИНСЦЕНИРОВКА
Корренспондент:
Шел по тропинке
Сминая травинки
Мишутка- топтыжка
Отведать малинки.
Но что он увидел?
Мишутка (расстроенно):
Завяла малинка!
Было ягод много здесь
А теперь уж нече есть!
Корренспондент:
Не может малина вдоволь напиться-
В лесном родничке не стало водицы!
Малина корнями ее забирала,
Поэтому ягод вкусных давала!
Взревел тут мишутка и бросился в даль
Так стало малину ему очень жаль!
Голодный ведь будет -Надо спасать!
Зиму еще ему зимовать!
Диктор: Что же случилось?
Корреспондент:
Испорчен родник,
Какой-то природы вредитель
К нему ненароком проник!
Говорят, тут мальчик был,
Около него ходил…
(показывают фоторобота мальчика Пети, который в гостях у ребят)
Новости прерываются на экране только заставка новостей.
Воспитатель: Ребята, вы его не узнали? Это же наш гость, Петя!
Петя (растеряно, заикаясь):
Вот, прилег я на траву
Думая, что отдохну
Что-то было шумно там,
Утром, днем, все шум и гам!
Живность всякая кружит
И жужжит-то, и визжит,
Виноват во всем родник
Вот к нему я и проник!
Мусор был- я в кулачок,
Камни, ветки, палки
Побросал все в родничок,
Думал, все в порядке!
Воспитатель: Петя, что ты наделал? Это же родник! Дети, что мы может сделать?
Дети: 1. Объяснить Пете, что такое родник. 2. Объяснить, что надо беречь природу… 3. Помочь мишке, чтоб он поел малины.
Воспитатель: А как мы поможем ему?
Дети: Надо очистить родник, чтобы малинка давала ягоды и мишка будет сытым.
Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, а вы знаете что такое родник? Кто сможет объяснить Пете?
(Дети высказываются), да, вы правы. Одним из чудесных природных явлений на земле является родник (исто́чник, ключ, крини́ца – это ключ, бьющий из-под земли или, по-другому можем сказать это — естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник). (слайд родника и его виды)
Из родника бежит замечательный ручей. (Релаксационная пауза)
Ребята, сейчас я вам предлагаю сесть поудобнее, закрыть глаза и немного отдохнуть.
На фоне звуков родника… (слушают аудио запись) Представьте раннее утро. Сквозь зеленую листву берез пробиваются лучи солнца. Внизу прохладно. Тонкой звенящей струйкой от родника скатывается ручеек. Омывая корни деревьев, он бежит дальше, постепенно превращаясь в полноводную красавицу – реку или величественное озеро. Хочется пить. И вдруг перед тобой маленькое чудо природы - родник и глоток этого студеного кристально-чистого чуда…
Родниковая вода считалась самой чистой, целебной и привлекала внимание людей своей особой прозрачностью, прохладой, приятным освежающим вкусом. Про родниковую воду всегда говорят, что она вкусная. Люди бережно относились к таким источникам, придавая им статус "живой воды", слагая о них сказки, былины, пословицы.
Вспомните сказки, где вода оживляет человека?
Дети: Иван – царевич и Серый волк, сказка о молодильных яблоках и живой воде, Марья-моревна.
Часто родники освящаются молитвою, и тогда он считается священным источником. Люди не только пьют воду из этих источников, но и оборудовали купальни, чтобы можно было все тело погружать. (слайд «Купальня»)
Какими словами-синонимами называют родники?
В самом названии "родник" есть что-то похожее на слова "родина", "родинка". Они и впрямь являются родинками на поверхности земли. (показ слайда «Количество родников в Вологодской области»)
Вот посмотрите у меня здесь банки с разной водой, какая вода родниковая? (сравнительный показ воды родниковой и речной)
Ребята, подберите слова (прилагательные), характеризующие родниковую воду.
Дети: Чистая, холодная, прозрачная, святая, вкусная, журчащая, свежая, живая, светлая, чудотворная и т.д.
Воспитатель: Почему вода из родника такая чистая?
Воспитатель: Потому что, проходя через слои земли, она фильтруется и очищается (слайд «Фильтрация воды»)
Воспитатель: Куда течет ручей из родника?
Дети…
Воспитатель: Да, правильно ручей, вытекая из родника, может втекать в озеро или может служить началом реки и называется то место будет ИСТОК реки
(Показ на слайдах «Превращение родника в реку»)
Двигательная пауза.
Воспитатель: А теперь я превращаюсь в родничок, а вы- крипле-крабле-бумс – в родниковые капельки. Капельки прыгайте в родничок и поплыли – увожу за собой!
Под пригорком ручеёк
Маленький, игривый
Подмигнул один разок,
Щурясь шаловливо.
(Проговаривая слова и под музыку за воспитателем идут друг за другом, петляя по всему пространству группы, имитируя движение ручья, потом образуют круг-озеро или реку).
Воспитатель: Чем важны родники?
Дети: Дают воду …
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Кому нужна родниковая вода?» (схема-модель «Кому нужна вода»)
-Давайте подберём картинки к родникам «Кому нужна вода» и скажем, почему мы так думаем? (дети по очереди подбирают картинки, прикрепляют к ручейкам и объясняют свой выбор, а я им помогаю. Картинки -растения, животные, рыбы, человек, озера и реки…
Дети (выбирая картинки с «Животными» «Растениями»): Вода нужна животным и растениям
Воспитатель: Да, вы правы родники снабжают растения влагой, поят ее водой как в данном случае и получилось с малиной. Вокруг родника обычно возникает своя особая жизнь: здесь и дерево богаче и разнообразнее, и трава сочнее и выше, и земля лучше. Животные в лесу пьют эту воду!
Дети: «Рекам, озерам»
Воспитатель: Родники являются важными источниками питания рек, если из родников не будут течь ручьи в реку, то она обмелеет и потом вообще иссохнет и не будет речки.
Дети: «Символ -класс!»
Воспитатель: Да и просто родники делают красивой природу, внося в нее разнообразие, формируют рельеф земли.
Дети: «Человек»
Воспитатель: Человек пьет эту воду как и все живое! А еще у родников человек отдыхает, восстанавливается, ему приятно там быть, слушать журчание ручьев из него вытекающих. В тени у родника утром отдохнет и ягодник, и грибник, и сборщик трав, сделает привал турист, завернет сюда и случайный прохожий. Всем дарит родник радость!
Ребята, пить хотите? А хватит ли всем чистой воды, как вы думаете?
Дети: Хватит. Воды много.
Воспитатель: Чистой пресной воды (которую можно пить) не так уж и много. Если мы представим, что вся вода нашей планеты умещается в трех-литровой банке (воспитатель показывает), то пресная вода (не соленая) уместится в половину стакана. Если я возьму 3 капельки пипеткой из этого стакана, то вот это (3 капельки) и будет вся вода рек и озер нашей планеты Земля. Видите, как мало пресной воды. Живым существам — человеку, животным и растениям нужно много воды именно пресной, но пресной воды явно недостаточно на нашей планете. Где мы можем добыть пресную воду?
Дети:
Воспитатель: Да, пресная вода берется из ледников, рек, озер и еще из родников! Поэтому так важно правильно и бережно относится к родникам!
В настоящее время люди всё больше начинают думать где бы взять чистую воду, (т.к. вода которая бежит из-под крана не является той водой, которую хочется пить водопроводной воде много всего нехорошего, вредного для человека) и чаще обращаются к использованию подземных, чистых вод, это родниковой воде.
Но к сожалению, и родниковая вода не всегда бывает пригодной для питья!
Да ребята, сама по себе вода из родника чистая, но загрязнения вод родника происходит в процессе хозяйственной деятельности человека. Родниковая вода может быть загрязнена различными вредными примесями, бактериями, кишечные паразитами. Вся эта грязь попадает в воду через почву, ведь родники собирают воду с почвы, а в почву вода попадает из осадков, из грунтовых вод, которые текут в земле и если осадки и почва будут загрязненными, то и вода в роднике перестанет быть чистой. (показываю схему «Загрязнение водоемов» на мониторе)
Например, предприятия и машины, различными вредными газами, загрязняют атмосферу где образуется дождь, осадки с вредными веществами попадают в почву, также в почву попадают стоки из канализации. Все это сказывается на чистоте воды в роднике. (показываю схему «Загрязнение водоемов от предприятий» на мониторе)
В почву может попасть много других опасных веществ, например, грязь от машин, которые люди моют около водоемов, мусор, свалки, которые оставляют на берегах. Если такую воду пить можно заболеть. Вот поэтому необходимости беречь родники!
Что надо делать, чтобы сохранить родники?
Дети:…
Воспитатель: Да, вы все правильно мне назвали. (на мониторе демонстрируются фотографии с перечеркнутой красной линией «Стоп, опасно для родников», и озвучиваю вместе с детьми чего делать нельзя)
- Не мусорьте на территории родника;
- Свалка мусора запрещена;
- Не разводите костры;
-Разведение огня запрещено;
-Мойка машин запрещена;
- Не выгуливайте животных;
- Выпас животных запрещен;
-Не мойте автомобили водой из источника;
- Въезд автотранспорта запрещен;
- Не используйте воду родника для бытовых нужд (не мыть посуду, не стирать)
Так надо беречь каждый родник, каждый ручей! Ребята, мы будем беречь природу нашего края и страны?
Воспитатель: Петя, а много ли мусора ты бросил в родник?
Петя: Вы даже можете посчитать сколько. Сначала взял 1 бумагу, потом еще 3 фантика и бросил в родничок.
Воспитатель: Ребята, сколько всего стало бумаг? Дети: 4
Воспитатель: Катя, запиши пожалуйста, маркером на доске числа, которые мы считаем.
Петя: Потом еще нашел 2 пластмассовые бутылки и бросил, а потом еще 3.
Воспитатель: Сколько всего бутылок?
Дети: 5 бутылок.
Петя: Сначала камни подобрал 4 штуки, а затем увидел большие палки 3 штуки, ну и их бросил туда же.
Воспитатель: Сколько камней и палок попало в родник?
Дети: 7
Воспитатель: бедный родничок, сколько мусора туда попало!
На экране (мониторе) появляется интерактивная д/и «Собери мусор из родника» Чтобы мусор из родника собрать надо поочередно называть предметы, которые в роднике лишние (например, бумага, пластмасса, и.др.) и если предмет назвали правильно, то он исчезает из родника, таким образом мы его очистим.
Ребята, я хочу, чтобы все люди (а особенно молодое поколение) знали о родниках, о том, что надо их беречь…Как же это можно сделать?
Дети: Давайте на следующей неделе снимем видео сюжет о родниках, об их охране и отправим на «Череповецкие новости», пусть другие ребята все знают и не поступают как Петя!
Воспитатель: А еще предлагаю сделать книгу «Экологических призывов» из ваших рисунков. Обложка у меня уже есть, осталось вставить туда страницы с вашими иллюстрациями, вы нарисуете дома экологические призывы (плакаты), сохраняющие родники, чего можно делать, а чего нельзя!
Если родники не беречь, они погибнуть, и мы навсегда их потеряем. А родники обязательно должны жить!
Петя: Мне очень жалко стало этот родник. Он напоминает старого человека, у которого нет родственников, и ему некому помочь. Я осознал ошибку, которую сделал и хочу все исправить! Возьму шефство над этим родником, ухаживать за ним буду. Чтобы родник радовал всех своей красотой.
Я завтра же пойду и сам поставлю этот знак у родника. (Петя благодарит детей за интересное занятие, объяснение.)
Стук в дверь, у дверей стоит посылка из леса
Воспитатель: Давайте прочитаем что здесь написано? (дети самостоятельно читают)
Дети: на ней написано: «В знак благодарности… Ваш Миша.»
Открываем посылку, а там родниковая вода в канистре для чая и малиновое варенье.
Воспитатель: Это мишка так отблагодарил нас, что мы помогли ему, видно малина уже выросла! Молодцы дети. Давайте вспомним, что мы делали сегодня, что узнали нового?
Дети: Мы подробнее узнали, что такое родник…… А еще помогли мишке.…
Воспитатель: Что было сложным для тебя? (Дети передают угощение (варенье) друг другу и озвучивают что для них было интересным, познавательным, а что вызвало сложности…и др.)
Воспитатель: Если занятие вам понравилось, то поднимите капельку, если нет – целый родник (большой круг)
Ну, мы свое дело сделали. Пожалуй, и отдохнуть пора.
Воспитатель: Хотите дослушать замечательную песню, которую мы начали слушать в начале занятия О. Газманов «Родники?
Дети:...
Воспитатель предлагает отведать угощение (дети пьют чай с вареньем под песни О. Газманова и С. Беликова «Живи родник, живи» и др.)
Список литературы:
Агапов, Н.Н. Экологические проблемы охраны водных ресурсов России / Н.Н.Агапов - Москва: МГИУ, 2008.- 249 с.
Библиофонд. Вологодская область [Электронный ресурс]: Энциклопедия. - Режим доступа: http://knowledge.su/v/vologodskaya-oblast
Доклад о состоянии и охране окружающей среды вологодской области в 2015 году / Правительство Вологодской области, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. - Вологда: Сад-огород, 2016-232 с.
Гавич, И.К. Методы охраны подземных вод от загрязнения и истощения / И.К. Гавич. - Москва: Недра, 1985. - 320 с.
Охрана водоисточников в России: основные этапы, перспективы 2015 / Лопатин С.А., Байченко Л.А., Терентьев Л.А.
Гигиенические особенности использования родников для питьевого водопользования городского и сельского населения 2016 / Орлов А.А.