Выпуск № 56 (131) 2021

Кощиенко О.В., Чистякова Н.П. Использование технологии «Гость группы» в работе с детьми раннего возраста

Кощиенко Ольга Васильевна,
Чистякова Наталья Павловна
Использование технологии «Гость группы» в работе с детьми раннего возраста
В настоящее время существует большое количество разнообразных технологий, которые активно внедряются воспитателями. Сам термин «технология» представляет собой совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата [2].
Педагогическая технология – это специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе [3]. Очень важно подобрать правильную технологию, которая бы подходила окружающему контингенту.
«Гость группы» является одной из эффективных форм работы с воспитанниками. Такие встречи приносят много положительных эмоций, позволяют познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечениями. Вносят в жизнь воспитанников радость от общения, а также прививают детям определенные культурные ценности [1].
Технология «Гость группы» применяется по мере необходимости 1-2 раза в неделю, малышей в групповом помещение встречает игровой персонаж: ростовая кукла или большая мягкая дидактическая игрушка, которые могут быть подобраны в соответствии с тематикой недель или временами года. Кроме этого роль гостя могут выполнять родители воспитанников, другие специалисты, работающие в ДОУ – повара, медсестра и т.д.
В своей практике мы активно используем технологию «Гость группы».
Приведем примеры сценарных планов технологии «Гость группы», которые мы реализовывали на практике в образовательном процессе ДОУ с детьми раннего возраста.
«Как Мишка учил детей этикету за столом»
Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь. Заходит игрушечный Мишка, здоровается с детьми. Педагог говорит о том, что в гости пришел Мишка, который очень умный и воспитанный. Сегодня он научит детей правильно вести себя за столом. Мишка показывает и рассказывает, как нужно себя вести за столом, а дети повторяют за ним. При необходимости воспитатель помогает детям выполнить действие правильно, исправить его. После каждого правила, которое названо Мишкой, воспитатель прикрепляет к доске карточку, для того чтобы в конце повторить их все. Предлагаем детям следующие правила поведения за столом (рис. 1):

Рис. 1. Правила поведения за столом
«У нас в гостях повар»
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинку с изображением повара и спрашивает, кто на ней изображен. Дети отвечают, что повар. Педагог говорит о том, что к ним сегодня в гости пришел повар из детского сада (родитель, работающий поваром), который готовит им кушать. Заходит в группу повар, здоровается с детьми. Дети вместе с гостем обсуждают одежду повара, играют в игру «Предметы-помощники повара» (повар показывает посуду, а дети называют ее), обсуждают меню в детском саду – что нравится больше всего, что не нравится, что бы хотели, чтобы повар еще готовил в саду, что готовят дома и т.д. Повар предлагает поиграть в игру «Поварята», говорит о том, что дети станут маленькими поварятами, и вместе с ним будут готовить кашу. Повар предлагает детям надеть колпаки, подойди к ней и вместе приготовить. Гость озвучивает свои действия, берет необходимые предметы (манная крупа, сахар, вода, молоко и т.д.), рассказывает, как это делать и т.д., просит детей помочь ей. После этого повар дарит детям эмблемы «Поварята».
«У нас в гостях медсестра»
Воспитатель рассказывает детям о том, что в любом медицинском учреждении есть медсестра – это тот человек, который помогает врачам, он есть и в детскому саду тоже. Педагог сообщает о том, что в гости к детям пришла кукла-медсестра, ее зовут Нина Петровна. Педагог предлагает детям поздороваться с ней, рассмотреть ее внимательно и рассказать, как она одета. Медсестра показывает предметы, которые помогают врачу искать болезнь – градусник, стетоскоп (слушать легкие, сердце), специальные палочки, чтобы посмотреть горло. Воспитатель приносит аптечку и вместе с куклой-медсестрой показывает детям аптечку. Все рассматривают ее содержимое, уточняют целевое назначение хранящихся предметов и препаратов. Затем кукла рассказывает и показывает, как надо пользоваться некоторыми препаратами.
Таким образом, технология «Гость группы» оказывает положительное влияние на социальное развитие дошкольников, не прибегая к перестройке жизнедеятельности группы, к переучиванию педагогов, пересмотру всего содержания образовательной программы детского сада.
Библиографический список
1.       Почивалова Т.А. «Гость группы» как эффективная форма взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников // Совушка. 2020. № 2 (20).
2.       Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник / под ред. А.И. Половинкина, В.В. Попова. М.: НПО «Информ-система», 1995. 408 с.
3.       Чернявская, А.П., Байбородова, Л.В., Харисова, И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие / под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. 311 с.