Выпуск № 1 (76) 2021

Садоменко Н.В. Конспект образовательной игровой ситуации с элементами формирования элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы «Путешествие на математические ос

Программные задачи:
обучающие:
·          формировать представления о временных отношениях: времени суток,
·          закреплять навыки количественного счета на слух,
·          определять пропущенное число, обозначенное цифрой,
·          закреплять знания геометрических фигур, умение классифицировать предметы по двум признакам,
·          закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы листа.
развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление.
воспитательные: воспитывать навыки контроля и самоконтроля, умение работать в парах.
Методы и приёмы: наглядные, словесные (вопросы, художественное слово), игровые, информационно коммуникативные технологии.
Словарная работа: утро, день, вечер, ночь, верхняя, нижняя, левая, правая, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол, середина.
Материалы и оборудование: презентация, пластиковая бутылка с надписью sos, записка, математические змейки, карточки с цифрами, два обруча Жёлтого и зелёного цвета, набор «Блоки Дьенеша», наборы «Танграм», карточки-схема кораблей, листы бумаги на каждого ребёнка, цветные карандаши, карточка-схема слухового диктанта, сундук с монетками.
Ход игровой ситуации
Воспитатель. Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? (Ответы детей)?
Воспитатель. Тогда давайте посмотрим с вами мультфильм.
Дети смотрят мультфильм. В это время на середину группы выкатывается, бутылка с надписью SOS.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, море выбросило нам какую-то бутылку. На ней что-то написано. Как вы думаете, что это за надпись? (Ответы детей)
Воспитатель. Совершенно верно, это международный сигнал бедствия, когда случается какая-нибудь беда, например, корабль терпит крушение, люди посылают этот сигнал зовут на помощь. Хотите узнать, кому понадобилась наша помощь (Ответы детей)
Воспитатель достаёт из бутылки записку и читает её.
Воспитатель. «Дорогие ребята, спасите, помогите! В стране Знаний, на Математическом острове случилась беда. Остров захватили злые пираты. На острове паника и беспорядок. Только вы можете нас освободить, если наведёте порядок на наших островах». Пожалуйста, поспешите!
Жители математического острова
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что мы должны сделать. Как мы должны поступить в этой ситуации? (Ответы детей)
Воспитатель. Хотите помочь жителям Математического острова? Справитесь? (Ответы детей)
Воспитатель. На чём же можно добраться до Математических островов? Как вы думаете? (Ответы детей)
Воспитатель. Правильно, ребята, и на берегу нас уже ждёт корабль.
На экране появляется изображение корабля,звучит шум моря.
Посадка на корабль начинается в четыре часа. Как только часы пробьют четыре часа, вы должны подойти к командиру, то есть ко мне, для посадки на корабль. А пока вы можете погулять по берегу моря.
Дети ходят и считают удары часов.
Воспитатель. Молодцы ребята, вы были очень внимательными, часы пробили ровно четыре раза, нам пора на борт корабля.
Дети становятся в круг, держаться за руки. В это время звучит радиосигнал (азбука Морзе)
Воспитатель. Капитан передал мне по рации, что все матросы заболели вирусом - отгадайкой. Они не хотят работать, а целый день пытаются отгадать загадки, но не могут. Поэтому мы не может отправиться в плаванье. Что же нам делать? (Ответы детей)
Воспитатель. Хотите помочь матросам выздороветь? Сможете? (Ответы детей)
Дети отгадывают загадки о частях суток.
На траву роса ложится,
Ну а нам пора вставать,
На зарядку становиться,
Чтобы лучше день начать.
(Утро)
Солнце в небе
Ярко светит
На прогулку мы идём,
Песни весело поём!
(День)
Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с прогулки
Ужинать пора.
(Вечер)
Звезды пляшут и резвятся,
Шепчут что-то фонари,
Чудеса ребятам снятся.
Что продлится до зари?
(Ночь)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились! Команда корабля выздоровела.
Море синее нас ждёт!
По местам, полный вперёд!
Дети становятся в круг, и раскачиваются из стороны в сторону, имитируя качку.
Воспитатель. Поднять паруса! Отдать швартовый! Выходим в открытое море.
На экране появляется изображение острова
Воспитатель. Ребята, посмотрите, впереди виднеется какой - то остров.
Да, это же остров Математический остров. Причаливаем!
Воспитатель. Посмотрите, нам дорогу преградили математические змейки. Они просят нас о помощи. Из чего состоят узоры на их спинках? Как вы думаете, что у них случилось? (Ответы детей)
Воспитатель. Да действительно, когда на остров напали пирата, убегая, они потеряли некоторые цифры. Чем мы можем им помочь? (Ответы детей)
Воспитатель. Каждый выберете себе змейку, которой захочет помочь и добавит недостающую цифру. (Ответы детей)
Дети ищут соответствующую цифру и прикрепляют её на место.
Воспитатель. Молодцы! Змейки говорят вам «спасибо». Вы им очень помогли. Теперь у них всё в порядке, а нам надо поспешить на помощь другим жителям острова.
Воспитатель. Посмотрите, на острове живут геометрические фигуры. Они так испугались злых пиратов, что выскочили в панике из своих домов и все перемешались и теперь не могут вернуться в свои дома. Хотите помочь им? Справитесь? (Ответы детей)
Воспитатель.
Дети играют в дидактическую игру «Обручи» с блоками Дьенеша.
В жёлтый обруч они кладут все треугольные фигуры, в Синий - все синие фигуры, а в зелёный все маленькие.
Воспитатель. Молодцы! Вы снова отлично справились. Все жители нашли свои дома.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, как здесь много разных деталей. Да это детали разбитых кораблей. Пираты захватили корабли жителей Математического острова и во время шторма разбили их о скалы. И теперь жители не могут плавать к другим жителям страны Знаний в гости. Что же делать? (Ответы детей).
Воспитатель. Да, действительно, мы можем попытаться починить их.
Воспитатель. Как, вы, думаете, с работой легче справится одному или с товарищем? (Ответа детей)
Воспитатель. Я согласна с вами. Поэтому предлагаю вам разделиться на пары и приступить к ремонту кораблей.
Дети составляют корабли из деталей игры «Танграм» по схеме в парах.
Воспитатель. Отличные получились корабли. Я думаю, они понравятся жителям Математического острова.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, я нашла какой то сундук. Что же в нём лежит? Мне кажется, что это клад с пиратского корабля. Хотите узнать? (Ответы детей)
Воспитатель. А он не открывается. Замок закодирован. Что же делать? (Ответы детей).
Воспитатель. А вот какой-то листок, на нём что-то нарисовано? Может это код к замку? Давайте попробуем его раскодировать. Хотите? (Ответы детей).
Воспитатель. Может быть, если каждый из вас правильно нарисует схему, то может быть замок откроется. Попробуем? Справимся? (Ответы детей)
Дети выполняют слуховой диктант на листах бумаги.
1.       Вдоль верхней стороны листа нарисуйте прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны - зелёным карандашом, вдоль левой стороны - синим карандашом, вдоль правой стороны – жёлтым карандашом).
2.       В верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом (в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом углу – жёлтым карандашом, в нижнем правом углу – зелёным карандашом).
3.       Посередине листа поставьте точку красным карандашом
4.       Правильность выполнения задания проверяют по образцу воспитателя.
Воспитатель. Давайте проверим, раскодировался ли замок на сундуке? Воспитатель открывает сундук, в котором лежат шоколадные монетки. Воспитатель. Мы справились. Молодцы ребята! Посмотрите, на пиратском корабле поднят белый флаг. Значит, пираты сдались и уплывут с математического острова навсегда.
На экране появляется пиратский корабль с белым флагом.
Воспитатель. Как, вы, думаете, мы помогли жителям Математического острова? (Ответы детей)
Воспитатель. А сейчас нам пора отправляться домой. Прошу всех подняться на борт.
На экране появляется изображение корабля, звучит шум моря. Дети становятся в круг, и раскачиваются из стороны в сторону, имитируя качку на море.
Воспитатель. Экипаж в порядке? Поднять паруса! Отдать швартовый! Возвращаемся домой.
Воспитатель. Вот мы и дома? Закончилось наше опасное и увлекательное путешествие. А как, вы, думаете, мы сегодня сделали хорошее дело? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель. Какие знания нам помогли оказать помощь? (Ответы детей)
Воспитатель. А где еще в жизни мы используем математические знания? (Ответы детей)
Воспитатель. Об этом вы подумаете дома, посоветуетесь с родителями и расскажите нам завтра.
Литература:
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 168 с.