Выпуск № 40 (66) 2020

Тихонова Н.А. Формирование элементарных математических представлений путём включения современных технологий (лэпбук) у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в моем случае стала тематическая папка или «лэпбук». Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, педагогам детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников. К ним смело можно отнести лэпбук. Он является одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста. Лэпбук – новейший способ организации развивающей, проектной и игровой деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности.
Почему технология «лэпбук» актуальна в наше время?
1         Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
·          полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
·          пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
·          обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой;
·          вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
·          его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
·          обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал для изучения и закрепления знаний по теме.
Это тематическое пособие имеет яркое, красочное оформление, содержит большое количество иллюстративного материала, включает в себя дидактические игры и занимательные задания.
2         Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
·          включенность педагога наравне с детьми;
·          добровольное присоединение детей к деятельности;
·          свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
·          открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Результаты использования «лэпбука» в совместной деятельности педагога и детей:
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже нравится.Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное.
Ребенок дошкольного возраста учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
Создание «лэпбука» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками – 5 лет. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме. Лэпбук – это итоговый результат совместной работы с детьми. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, беседы по вопросам, выполнение заданий. В этом случае, ребенок будет готов к изготовлению лэпбука вместе с педагогом и он действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
В своей работе я широко использую лэпбук по развитию познавательной деятельности. Эта технология хорошо помогает закреплять у детей имеющиеся знания по математике, сплотить детей и взрослого. У нас в группе в группе имеется лэпбук «Занимательная математика», содержащий ряд развивающих, интересных заданий и игр для детей. Наполняемость меняется в соответствии с лексической темой. Данное пособие направлено на закрепление у детей навыков счёта, знание цифр в пределах десяти. Ребята составляют и решают примеры и задачи, собирают математические пазлы, соотносят количество предметов с цифрой.
Таким образом, лэпбук — это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования интересов и познавательных действий. Это игра, познание и творчество!
Используемая литература:
1. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; 2002.
2. Белова И. К., Шевченко С. Г., Былич Р. В., Волкова И. Н. и др. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. – М.: «Ника-Пресс», 1997
3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
4. Короткова Н.А., Предметно-пространственная среда детского сада. Старший дошкольный возраст. – М.: Линка-Пресс, 2010.
5. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. –136 с.