Выпуск № 30 (56) 2020

Романова Е.И. Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

На сегодняшний день современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей, формированию навыков саморазвития и самообразования. В данном случае, исследовательская деятельность дает возможность дошкольникам как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов и рассматривается как подход к развитию детей, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Поэтому, на протяжении двух лет (начиная со старшей группы) нами ведется целенаправленная, продуманная педагогическая работа по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования» и, как одно из основных направлений по данной теме, я выбрала метод экспериментирования.
Основная цель нашей педагогической идеи: развитие познавательной инициативы, умения сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними.
Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:
·          Расширять представления детей об окружающем мире при знакомстве с основными физическими свойствами и явлениями
·          Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: научить размышлять, делать выводы
·          Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, пространственные и временные связи между предметами и явлениями
·          Научить детей работать согласованно, единой командой.
В своей работе мы ориентируемся на следующее распределение опытно-экспериментальной деятельности:
·          Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленности к окружающей среде
·          Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
·          Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, великие ученые и их открытия.
Метод экспериментальной деятельности применяется поэтапно, по месяцам и по неделям. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Они проводятся как в НОД, так и в свободной самостоятельной деятельности. В процессе проведения опытов задействован каждый ребенок. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята все проделывают сами.
В группе оборудован уголок экспериментирования, для проведения небольших открытий. Работа в уголке предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике и заносят полученные результаты в «Дневник наблюдений», который есть у каждого ребенка. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит, делает и фиксирует сам.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей постоянно обновляется наглядная информация, родительское собрание, открытое мероприятие. С целью обмена опытом оформлен стенд для родителей «Детский календарь», который содержит вопросы теории и практические рекомендации организации воспитательно-образовательного процесса дома, и домашние задания для совместного детско-взрослого творчества. Материал обновляется ежемесячно, в зависимости от темы планирования.
Для успешной работы в этом направлении я нахожу ответы на свои вопросы, занятия в разных источниках, опираясь на опыт других педагогов.
Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность, а также выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства, повышает уровень экологической культуры у детей, формирует осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление
Как показала практика, в ходе познавательно-исследовательской деятельности дети получают разнообразные знания и умения. Поисковый характер исследовательской деятельности способствует развитию инициативы, самостоятельности и любознательности. Развивается способность видеть проблемы в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Проблемное, ориентированное на самостоятельную исследовательскую работу обучение развивает и совершенствует у детей восприимчивость к проблемам.
Воспитанники не боятся дивергентных задач. Их не пугает и не раздражает ситуация неопределенности, дети находятся в постоянном творческом поиске, создании собственных произведений. Дети научаются выдвигать новые, неожиданные идеи, быстро и легко находят новые стратегии действия, что говорит о развитии оригинальности, гибкости и продуктивности мышления.
Все это во многом играет определяющую роль в процессе подготовки и обучению в школе.
Таким образом, мы убедились, что экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность, а также выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства, повышает уровень экологической культуры у детей, формирует осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.


Библиографический список:
1.        Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.
2.        Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 128 с.
3.        Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
4.        Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 64 с.