Выпуск № 30 (56) 2020

Коснова О.С. Игра как средство общения дошкольников

Игра занимает весьма важное, даже центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Невозможно представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно-ролевые же игры являются основным видом деятельности дошкольника.Это – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Сюжетно-ролевая игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль субъекта творца, это способ его самореализации и самовыражения[1]. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он – участник интересных и привлекательных событий.
В сюжетно-ролевой игре выделяют следующие структурные компоненты: сюжет, содержание и роль[6]. Сюжетом игры является та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных взаимоотношений из жизнедеятельности окружающих. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет на себя. Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Они позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками в классе[3].
В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры[2,4]. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. С точки зрения Д.Б. Эльконина, игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе[6].
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми. Некоторые дети испытывают большие проблемы в общении как со своими сверстниками, так и со взрослыми.
Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми, подготовкой к школе и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.
Дети не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения. Недостаточное развитие коммуникативных способностей вызывает серьезную озабоченность психологов, преподавателей дошкольных учреждений и родителей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено, что при реализации образовательной программы дошкольного образования необходимо включать в содержание программы социально-коммуникативное развитие дошкольника, и оно должно быть направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых[5].
Игра должна носить коллективный характер, необходимо каждого ребенка включать в игру. Он должен не только подчиняться коллективной игре, но и хотеть играть в то, во что хочет играть вся группа. Главным условием полноценной игры является эмоциональное состояние ребенка, его умение наблюдать, видеть достоинства товарищей, веселиться, прощать и любить.
Для ребенка роль — это его игровая позиция, всякая роль содержит свои правила поведения, а подчинение этим правилам важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Развитие коммуникативных умений происходит в неразрывной связи с общим психическим развитием: развитием познавательной сферы, саморегуляции, речи. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности.
Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, но и тем, что в процессе реальных взаимоотношений по поводу игры дети учатся учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, сотрудничать. Все это является результатом коммуникативной деятельности и создает основу для развития коммуникативных умений дошкольников.


Литература:
1.Зворогина Е.Н., Новоселова С.Л. Игра дошкольников. –М.:Владос,2002. – 286 с.
2.Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС»,2000. – 223 с.
3.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2009. – 96 с.
4.Развитие общение у дошкольников/ Под рд. А.В. Запорожец и М.И. Лисина. –М.:Педагогика,1979. – 288 с.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 11552.
6.Эльконин Д.Б.Психология игры. –М.: Книга по Требованию, 2013. -228 с.