Выпуск № 30 (56) 2020

Потапенко С.В. Дистанционное обучение детей, родителей и педагогов в условиях пандемии

Аннотация. Статья затрагивает актуальную тему, касающуюся организации дистанционного обучения дошкольников. Работа педагогов в условиях пандемии стимулирует знакомиться с новыми программами.
Цифровые коммуникации плавно вошли в нашу жизнь. Навык организации работы при помощи информационных ресурсов, умение работать в онлайн-формате, организовывать работы в дистанционном режиме становятся неотъемлемой частью нашей профессиональной среды.
Асинхронные методы общения – это методы цифровой коммуникации, при которых связь происходит с задержкой по времени. К ним относятся электронная почта, электронные библиотеки, форумы и доски объявления, факсимильная связь и др.
Синхронные методы – это средства информации, позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени, обеспечивающие возможность налаживать коммуникацию в режиме «здесь и теперь». К ним относятся чаты (текстовые конференции), голосовые и видеоконференции. Благодаря им в большей степени удовлетворяется потребность учащихся в эмоциональном контакте. В онлайн-формате он также необходим, как и при очном взаимодействии. В некоторых случаях даже в большей степени, поскольку позволяет получить обратную связь и почувствовать, что вы взаимодействуете с живыми людьми, а не бездушными электронными системами.
Форма взаимодействия с родителями и воспитанниками должна быть официально утверждена и согласована с администрацией образовательной организации.
Применение этих простых правил поможет наладить деловые коммуникации в дистанционной работе и избежать множества недоразумений.
Дистанционное образование может быть двух типов:
- в прямом эфире (режим онлайн)
- без прямого эфира (режим офлайн)
Прямой эфир могут обеспечить специальные программы (приложения), которые необходимо скачать и установить с проверенных источников.
Основные минусы прямого эфира:
- неустойчивое соединение;
- нет возможности исправить свои оговорки и ошибки;
- не все родители и педагоги используют эти программы;
- Не всем подходит указанное время, не стоит забывать про быт – приготовление пищи, наведение порядка, общение с детьми. В каждой семье свой режим дня.
Дети воспринимают онлайн –режим как игру, отвлекаются, начинают баловаться, теряют нить повествования, а значит, занятия становятся им неинтересны. Режим онлайн не совсем подходит для дошкольников.
Занятия без прямого эфира (офлайн) намного удобнее как родителям с детьми, так и воспитателям. Готовый видеоролик загружается в облачное хранилище, на файл создается ссылка и отправляется родителям детей группы. Сами занятия не ограничены требованиями к оформлению. Это может быть видеозапись занятия из дома, презентация или видеоролик.
Плюсы режима офлайн:
- простота создания ссылок;
- материал можно скачать и смотреть в любое время на любом устройстве;
- есть возможность исправить свою презентацию или ролик, при нахождении ошибок, оговорок;
- родители сами выбирают наиболее удобное время для занятий с детьми.
В основном виртуальное общение воспитателя с родителями представляет собой переписку. Переписка предполагает соблюдение норм письменного этикета, которые располагают к совместной работе и поднимают настроение. Важно создать комфортную атмосферу для совместной работы, относиться друг другу с пониманием, ни в коем случае не предъявлять взаимных требований.
Сообщества в социальных сетях похожи на форумы. Пользователь социальных сетей может воспользоваться целым перечнем возможностей:
- подписаться на интересующие его сообщества;
- предлагать новости для публикации;
- оценивать записи сообщества;
- оставлять комментарии под записями;
-делиться записями сообщества у себя в профиле.
Сообщества для работы с родителями можно создать в таких социальных сетях, как Одноклассники, ВКонтакте, Facebook и Инстаграм.
Мессенджеры (Slack, Telegram, Viber и WhatsApp) — службы мгновенных сообщений и программы-клиенты для обмена сообщениями в реальном времени через Интернет.
Сервисы для видео конференций и других трансляций Zoom и Skype
К несомненным плюсам Zoom относятся возможности:
- приглашать на занятие больше 50 человек,
- демонстрировать экран,
- переписываться в чате, блокировать чат при необходимости (если вдруг участники начинают вести себя некорректно),
- осуществлять запись занятия.
В Skype очень эффективно работать с небольшими группами взрослых участников до 5 человек (правда на время пандемии Skype увеличил лимит участников на конференции). Для детей младшего возраста в чате присутствует слишком много отвлекающих факторов, таких как, например, смешные картинки, передающие эмоции, уже встроенные в саму систему Skype. Дети дошкольного возраста сильно отвлекаются, и привлечь их внимание в дистанционном формате становится очень непросто.
В такой удобной дистанционной форме работы есть польза, удобство и дети не отстают от образовательной программы ДОУ и присланный материал легко усваивается.
Человек воспринимает около 80% информации визуально. И очень важно, чтобы она была представлена в интересном, красочном варианте. Презентация – это публичный способ представления информации. Компьютерная презентация – мультимедийный продукт, состоящий из набора слайдов, выдержанных в одном стиле. Для наглядности и эффективности добавляют, кроме текста, рисунки, видео- и аудиофайлы.

Для создания видеороликов можно использовать бесплатный видеоредактор Movavi Clips с простым и понятным интерфейсом, удобным монтажным столом и всем необходимым инструментарием с подсказками.
- Добавление медиафайлов в редактор, добавляем титульный лист, изображения, видеоролики.
- Озвучивание текста.
- Сохранение видеоролика.
- Ролик размещаем в любом облачном хранилище или размещаем готовый видеоролик на YouTub-канале, создаем ссылку на него.
- Полученную ссылку направляем в групповой чат.
Создание обучающих видеороликов для обеспечения дистанционного обучения интересная и увлекательная деятельность. Важно подходить творчески, включать наглядные красочные материалы, мультгероев и музыку. При проведении занятий можно также давать дополнительный материал в виде познавательных видеороликов для расширения кругозора.
Оптимальная длительность видеоролика 5-10 мин. Если ролик идет дольше, у детей рассеивается внимание, могут заболеть глаза или голова от постоянного мерцания экрана.
Педагогу сегодня в первую очередь необходимо быть «в тренде» всегда. Онлайн-обучение, асинхронные занятия, виртуальная и дополненная реальность – все то, что уже используется в качестве цифровых средств обучения необходимых для работы.
Профессиональные ресурсы и подписки на них, электронные портфолио, персональные сайты, рассылки конкурсов, конференций и вебинары, форумы и подкасты - всё это поможет вам «не отставать от жизни» в вашей профессиональной среде.
Памятка для педагогов «Как не нарушить закон, когда будете размещать видеоролик на YouTube-канале»
- Видео должно быть уникальным, все регулируется авторским правом.
- Не используйте в ролике мелодии, которые защищены авторским правом.
- Не вставляйте в видео кавер - версии чужих песен.
- Пользуйтесь бесплатной фонотекой YouTube, чтобы интернет ресурс не заблокировал ваш контент.

Библиографический список
1.       Ольнев А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки. - 2011. - N 1. - С. 96.
2.       Опыт проведения дистанционных занятий с дошкольниками в период режима самоизоляции. Шарикова Л.А., [Практический журнал]. – «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения», № 9, 2020. - с. 17.
3.       Самари Ш. М. Пути применения дистанционного обучения в системе образования // Аспирант и соискатель. - 2009. - N 5. - С. 84-88.
4.       Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога.: Cб. материалов участников конф. [Электронный ресурс]. – СПб.: Из-во «Международные образовательные проекты», 2019.

2020-11-25 12:51