Потапенко С.В. Дистанционное обучение детей, родителей и педагогов в условиях пандемии
Аннотация. Статья затрагивает актуальную тему, касающуюся организации дистанционного обучения дошкольников. Работа педагогов в условиях пандемии стимулирует знакомиться с новыми программами. Цифровые коммуникации плавно вошли в нашу жизнь. Навык организации работы при помощи информационных ресурсов, умение работать в онлайн-формате, организовывать работы в дистанционном режиме становятся неотъемлемой частью нашей профессиональной среды. Асинхронные методы общения – это методы цифровой коммуникации, при которых связь происходит с задержкой по времени. К ним относятся электронная почта, электронные библиотеки, форумы и доски объявления, факсимильная связь и др. Синхронные методы – это средства информации, позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени, обеспечивающие возможность налаживать коммуникацию в режиме «здесь и теперь». К ним относятся чаты (текстовые конференции), голосовые и видеоконференции. Благодаря им в большей степени удовлетворяется потребность учащихся в эмоциональном контакте. В онлайн-формате он также необходим, как и при очном взаимодействии. В некоторых случаях даже в большей степени, поскольку позволяет получить обратную связь и почувствовать, что вы взаимодействуете с живыми людьми, а не бездушными электронными системами. Форма взаимодействия с родителями и воспитанниками должна быть официально утверждена и согласована с администрацией образовательной организации. Применение этих простых правил поможет наладить деловые коммуникации в дистанционной работе и избежать множества недоразумений. Дистанционное образование может быть двух типов: - в прямом эфире (режим онлайн) - без прямого эфира (режим офлайн) Прямой эфир могут обеспечить специальные программы (приложения), которые необходимо скачать и установить с проверенных источников. Основные минусы прямого эфира: - неустойчивое соединение; - нет возможности исправить свои оговорки и ошибки; - не все родители и педагоги используют эти программы; - Не всем подходит указанное время, не стоит забывать про быт – приготовление пищи, наведение порядка, общение с детьми. В каждой семье свой режим дня. Дети воспринимают онлайн –режим как игру, отвлекаются, начинают баловаться, теряют нить повествования, а значит, занятия становятся им неинтересны. Режим онлайн не совсем подходит для дошкольников. Занятия без прямого эфира (офлайн) намного удобнее как родителям с детьми, так и воспитателям. Готовый видеоролик загружается в облачное хранилище, на файл создается ссылка и отправляется родителям детей группы. Сами занятия не ограничены требованиями к оформлению. Это может быть видеозапись занятия из дома, презентация или видеоролик. Плюсы режима офлайн: - простота создания ссылок; - материал можно скачать и смотреть в любое время на любом устройстве; - есть возможность исправить свою презентацию или ролик, при нахождении ошибок, оговорок; - родители сами выбирают наиболее удобное время для занятий с детьми. В основном виртуальное общение воспитателя с родителями представляет собой переписку. Переписка предполагает соблюдение норм письменного этикета, которые располагают к совместной работе и поднимают настроение. Важно создать комфортную атмосферу для совместной работы, относиться друг другу с пониманием, ни в коем случае не предъявлять взаимных требований. Сообщества в социальных сетях похожи на форумы. Пользователь социальных сетей может воспользоваться целым перечнем возможностей: - подписаться на интересующие его сообщества; - предлагать новости для публикации; - оценивать записи сообщества; - оставлять комментарии под записями; -делиться записями сообщества у себя в профиле. Сообщества для работы с родителями можно создать в таких социальных сетях, как Одноклассники, ВКонтакте, Facebook и Инстаграм. Мессенджеры (Slack, Telegram, Viber и WhatsApp) — службы мгновенных сообщений и программы-клиенты для обмена сообщениями в реальном времени через Интернет. Сервисы для видео конференций и других трансляций Zoom и Skype К несомненным плюсам Zoom относятся возможности: - приглашать на занятие больше 50 человек, - демонстрировать экран, - переписываться в чате, блокировать чат при необходимости (если вдруг участники начинают вести себя некорректно), - осуществлять запись занятия. В Skype очень эффективно работать с небольшими группами взрослых участников до 5 человек (правда на время пандемии Skype увеличил лимит участников на конференции). Для детей младшего возраста в чате присутствует слишком много отвлекающих факторов, таких как, например, смешные картинки, передающие эмоции, уже встроенные в саму систему Skype. Дети дошкольного возраста сильно отвлекаются, и привлечь их внимание в дистанционном формате становится очень непросто. В такой удобной дистанционной форме работы есть польза, удобство и дети не отстают от образовательной программы ДОУ и присланный материал легко усваивается. Человек воспринимает около 80% информации визуально. И очень важно, чтобы она была представлена в интересном, красочном варианте. Презентация – это публичный способ представления информации. Компьютерная презентация – мультимедийный продукт, состоящий из набора слайдов, выдержанных в одном стиле. Для наглядности и эффективности добавляют, кроме текста, рисунки, видео- и аудиофайлы.
Для создания видеороликов можно использовать бесплатный видеоредактор Movavi Clips с простым и понятным интерфейсом, удобным монтажным столом и всем необходимым инструментарием с подсказками. - Добавление медиафайлов в редактор, добавляем титульный лист, изображения, видеоролики. - Озвучивание текста. - Сохранение видеоролика. - Ролик размещаем в любом облачном хранилище или размещаем готовый видеоролик на YouTub-канале, создаем ссылку на него. - Полученную ссылку направляем в групповой чат. Создание обучающих видеороликов для обеспечения дистанционного обучения интересная и увлекательная деятельность. Важно подходить творчески, включать наглядные красочные материалы, мультгероев и музыку. При проведении занятий можно также давать дополнительный материал в виде познавательных видеороликов для расширения кругозора. Оптимальная длительность видеоролика 5-10 мин. Если ролик идет дольше, у детей рассеивается внимание, могут заболеть глаза или голова от постоянного мерцания экрана. Педагогу сегодня в первую очередь необходимо быть «в тренде» всегда. Онлайн-обучение, асинхронные занятия, виртуальная и дополненная реальность – все то, что уже используется в качестве цифровых средств обучения необходимых для работы. Профессиональные ресурсы и подписки на них, электронные портфолио, персональные сайты, рассылки конкурсов, конференций и вебинары, форумы и подкасты - всё это поможет вам «не отставать от жизни» в вашей профессиональной среде. Памятка для педагогов «Как не нарушить закон, когда будете размещать видеоролик на YouTube-канале» - Видео должно быть уникальным, все регулируется авторским правом. - Не используйте в ролике мелодии, которые защищены авторским правом. - Не вставляйте в видео кавер - версии чужих песен. - Пользуйтесь бесплатной фонотекой YouTube, чтобы интернет ресурс не заблокировал ваш контент.
Библиографический список 1. Ольнев А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки. - 2011. - N 1. - С. 96. 2. Опыт проведения дистанционных занятий с дошкольниками в период режима самоизоляции. Шарикова Л.А., [Практический журнал]. – «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения», № 9, 2020. - с. 17. 3. Самари Ш. М. Пути применения дистанционного обучения в системе образования // Аспирант и соискатель. - 2009. - N 5. - С. 84-88. 4. Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога.: Cб. материалов участников конф. [Электронный ресурс]. – СПб.: Из-во «Международные образовательные проекты», 2019.