Тихонова Э.Ю., Алексеева Н.Ю. Сравнительные характеристики домашнего и общественного воспитания
В Конституции РФ записано: «Граждане РФ обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достойными членами российского общества». Успешному претворению в жизнь этого закона способствует включение семьи в педагогический процесс, целенаправленно организованный в системе общественного воспитания. Об уникальности семьи как одного из социальных институтов говорят многие исследователи и прошлого и современности: семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка. Единство целей и задач семейного и общественного воспитания вытекает из самой природы российского общества. Конкретная их реализация обусловлена тем, в какой мере требования преломляются в сознании людей, насколько социальные ценности, становятся личностно значимыми, утверждаются в семейном укладе. По мнению ряда педагогов предреволюционной поры, общественное дошкольное воспитание уменьшало пагубное влияние города на детей посредством создания педагогически целесообразной среды; помогало развитию самодеятельности, взаимопомощи и других социальных умений воспитанников. Принимая на себя задачи, требующие специальных знаний и умений (обучение грамоте, счету, формирование практических навыков, интересов), детский сад разгружал родителей, высвобождал время матерей для труда и самореализации. Таким образом, общественное воспитание рассматривалось как дополнение семейному, восполнявшее недостающие возможности ослабленной семьи. Однако оно не могло стать равноценной заменой семейному, так как воспитание здесь преимущественно интеллектуально-рассудочное, ему недостает сердечной теплоты, подавляющей детскую свободу и индивидуальность. Отсюда вытекает необходимость согласования содержания и направленности воспитательных воздействий как со стороны ДОУ, так и родителей, важность объединения их усилий. За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность не сравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием. В тоже время, современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в школу, занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает спортивную секцию и т.д. Все воспитательные институты призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый их них обладает теми или иными преимуществами. Семья и детское учреждение связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Преемственность в воспитании и обучении предполагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей, согласованность между домашним и общественным воспитанием - опору на достигнутые результаты в воспитании для преодоления отдельных отрицательных черт поведения воспитанников, обеспечение правильного соотношения между целями воспитания и т.п. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога. Список литературы 1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. – №3. – С. 150 (ред. от 28.02.2012). 2. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. – СПб.: Вектор, 2011. – 400 с. 3. Беленькая, А. С. Слагаемые авторитета / А. С. Беленькая. – М.: Просвещение, 1983. – 119 с. 4. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Далинина // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 1. – С. 41-44; №2. С. 44-49. 5. Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Авт.-сост. В. А. Титов. – М.: Приор-издат, 2002. – С. 170-171. 6. Зверева О. Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы / О. Л. Зверева. – М.: ГПИ, 2003. – 40 с. 7. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева, Т. В. Кротова. – М.: Сфера, 2009. – 256 с. 8. Крившенко, Л. П. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко. – М.: Проспект, 2008. – 432с. 9. Куликова Т. А. Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения / Т. А. Куликова // Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000. – С. 65-71. 10. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. – М.: Академия, 1999. – 232 с. 11. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт. – СПб.: Либроком, 2010. – 218 с.