Выпуск № 40 (66) 2020

Сабельникова М.М. Формирование экологической компетентности у детей дошкольного возраста посредством использования сказок

Одной из актуальных педагогических проблем является построение такого процесса обучения, развития и воспитания, который мог бы быть основой формирования экологической компетентности детей, основанной на новой системе духовно-нравственных ценностей общества.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго остаются в памяти человека.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, у детей дошкольного возраста необходимо формировать первичные представления об объектах окружающего мира, об особенностях природы планеты [4].
Экологическая компетентность является результатом экологического воспитания дошкольников, - так излагается в толковом словаре С.И. Ожегова [3]. Понятие экологической компетентности включает в себя умение ребёнка использовать знания о природе, позволяющие ему проявлять осведомлённость в области экологии, способствующие практическому и умственному экспериментированию, бережному отношению к окружающему миру [1].
Одним из воспитывающих и развивающих средств для работы с дошкольниками является сказка. Использование сказки как средства формирования экологической компетентности у дошкольников также находит отражение в ФГОС ДО, в котором трактуется о том, что следует знакомить детей с детской литературой, развивать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, в том числе сказки [4].
Как отмечает Ф.С. Капица, сказка является одним из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета [2].
Процесс формирования экологической компетентности детей дошкольного возраста посредством использования сказок, на наш взгляд, исходят из опыта, будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: разработка календарно-тематического планирования в соответствии с изучаемыми лексическими темами; использование сказок, соответствующих возрасту детей; отбор сказок с учетом использования различных экологических ситуаций, в которые включаются сказочные образы природы; соблюдение требований к сказкам экологической тематики; соблюдение определенных принципов при работе со сказкой; организация поэтапной работы со сказкой; применение разнообразных форм и методов использования сказки в процессе формирования экологической компетентности детей.
Нами разработаны и реализованы в практической деятельности календарно-тематические планирования для разных возрастных групп: вторая младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа, с целью формирования экологической компетентности у детей дошкольного возраста посредством использования сказок.
Например, во второй младшей группе при изучении тема «Наш любимый детский сад» предлагается сказка «Теремок», благодаря которой дети знакомятся с представителями животного мира через сказочные образы, учатся видеть поступки героев, рассказывают о них.
В средней группе по теме «Мир профессий» предлагается сказка «Сказка про трех пиратов», которая направлена на знакомство дошкольников с понятием «пират», о том, что раньше было много таких людей, сейчас это встречается в меньшей степени, но пираты есть и в настоящее время; дети знакомятся с особенностями «пиратской» профессии, выделяют ее хорошие и плохие стороны.
В старшей группе при изучении темы «Здравствуй, здравствуй, новый год!» предложена сказка «Двенадцать месяцев», при ознакомлении с содержанием которой дети знакомятся с особенностями зимнего леса, через сказочных персонажей учатся видеть особенности природы каждого месяца и др.
При изучении темы «Рождественские каникулы» в подготовительной к школе группе предлагается сказка «Морозко», знакомство с которой позволяет увидеть красоту зимы, зимнего леса, особенностей этого времени года, а также благодаря сказочному сюжету и героям сказки дошкольники учатся высказывать отношение к ситуации и героям, оценивать их действия, что формирует у детей эмоционально-чувственную сферу и др.
Работа со сказкой осуществляется согласно четырем этапам.
Первый этап – предоставление дошкольникам возможности приобретать непосредственный эмоционально-чувственный опыт общения с природой посредством их включения в кратковременные наблюдения за живыми объектами, с которыми дети затем встречаются в сказке.
Второй этап связан с вхождением дошкольников с активное действенное освоение экологического содержания сказки.
Третий этап предполагает овладение средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами природы, одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные экологические ситуации;
Четвертый этап заключается в творческом использовании фундаментальных средств третьего этапа в самостоятельной деятельности.
Важным аспектом в формировании экологической компетентности у дошкольников является использование разнообразных форм и методов при работе со сказкой: чтение книг и прослушивание аудиокниг; просмотр мультфильмов по мотивам сказок; использование примеров из сказок в повседневной жизни, на прогулках, на занятиях творчеством и любых играх с воспитателями; организация сюжетно-ролевых игр, праздников на основе сказочных сюжетов с привлечением родителей к участию в них; применение отрывков из сказок как иллюстрации при проведении непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью; использование сказочных персонажей в изобразительной деятельности; коллективное сочинение сказок; введение сказочных героев и отрывков из сказочных сюжетов в занятиях физической культурой и т.д.
Таким образом, образовательный процесс по формированию экологической компетентности у детей дошкольного возраста посредством использования сказок необходимо организовывать с учетом ряда условий: использование сказок, соответствующих возрасту детей; отбор сказок с учетом использования различных экологических ситуаций; соблюдение требований к сказкам экологической тематики и др.
Библиографический список
1.       Бутвина О.Ю. Проблема формирования экологической компетентности у детей дошкольного возраста в процессе интегрированного обучения // Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology. 2014. С. 38-40.
2.       Капица Ф.С. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов вузов / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. М.: Флинта, 2002. 314 с.
3.       Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологи ческих выражений / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2012. 1376 с.
4.       Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.