Выпуск № 20 (95) 2021

Бестужева Л.В. Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством ознаком-ления их с историей и культурой родного села (на примере проекта «Кукла в национальном костюме»)

«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»

Народная мудрость

Без прошлого нет будущего

Наша страна переживает непростое время, в нашем обществе разрушаются нравственные качества личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Невнимание к изучению декоративно-прикладного искусства, народным традициям с детства, уже сегодня приводит к разрушению как устоев человеческого рода и традиций народа, а в итоге – традиций семейного очага, благополучного, крепкого своим хозяйством.
Настало время обернуться назад в свое прошлое – славное и достойное – и, поймав ниточку бытия, потянуть ее посильнее, дотянуть до сознания современников и вместе продолжить славные деяния наших предков – совершенствовать себя, свое сознание, свои голову и руки, умение и желание жить в красоте, одушевляя этот мир.
Приобщая детей к истокам народной культуры, развивается у дошкольников национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми. [Т.П. Мельникова, Е.В. Мжельская, Е.А. Миссарова, Л.Г. Блинова, Е.В. Комарова, Н.В. Наумова 2014: 13]
В нашем селе проживают люди различных национальностей. Но после того как мы провели опрос среди детей, то выяснили, что знания в духовно-нравственном воспитании находится на низком уровне. Дети плохо знают традиции своих народов, мало знакомы с обычаями.
Для возрождения традиций наших народов совместно с родителями создали в группе мини-музей исторических ценностей, и решили пополнить мини-музей куклами в национальных костюмах. Для этого разработали познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме».
Почему мы выбрали именно куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла известна с глубокой древности и является одной из первых игрушек, которая нашла дорогу к детскому сердечку. Кукла – это изображение человека. Она отображает мир взрослых людей. Она не возникает ниоткуда, ее изготавливает человек, который вкладывает в нее свою душу и умения. Такая игрушка является проводником между миром взрослого и миром детей.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизненном укладе других народов, доступное их возрасту. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому продуктом нашего проекта стали куклы, изготовленные детьми и родителями.
Для создания свей коллекции тряпичных кукол в мини-музей и формирования у детей дошкольного возраста интереса к истории и культуре народа, поставили перед собой задачи: познакомить с историей возникновения тряпичных кукол, изучить и применить на практике технологии изготовления тряпичных кукол (закрутка, скрутка); продолжить развивать мелкую моторику рук; обогатить словарь детей новыми словами и их значениями, стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.
Составив план работы над проектом, и разработав этапы его реализации, приступили к работе. Подобрали наглядный материал, разработали конспекты занятий «Куклы из бабушкиного сундучка», «Кукла пеленашка», выкройки для изготовления костюмов, презентации, изготовили дидактическую игру «Одень куклу в национальный костюм», атрибуты для сюжетно-ролевых игр, запланировали взаимодействие со школой с социокультурными партнерами СДК и местной библиотекой.
Далее перешли к самому интересному этапу. Знакомству с народными куклами, костюмами народов мира, рассматривали с детьми книги, иллюстрации, фотографии. Читая книги, сказки, изучали традиции и обряды народов мира. В процессе исследования кукол знакомились с материалами, и их свойствами. На коммуникативной деятельности составляли описательные и творческие рассказы о любимых игрушках. Беседуя и смотря презентации, познакомились с жизнью и бытом наших предков. На свежем воздухе и занятиях физической культуры играли с детьми в подвижные народные игры. С большим удовольствием дети принимали участие в традиционных праздниках, которые организовывают, для жителей ежегодно, работники сельской библиотеки и ДК.
В изготовлении кукол принимали участие все дети совместно с педагогами и родителями, бабушками и дедушками, для этого были организован семейный клуб. Ребята перенимали у взрослых опыт по изготовлению игрушки. Тщательно подбирали лоскутки. Особенно ценили красные тряпочки. Издавна красный цвет служил оберегом, символом жизни. При изготовлении тряпичных кукол решались многие педагогические задачи, направленные на развитие мелкой моторики, эстетического вкуса, концентрации внимания, воображения, а это актуально и сейчас. После изготовления кукол, обыгрывали в сюжетно-ролевых играх, в различных театрализованных постановках. В заключение рисовали и оформляли выставку рисунков. Наше знакомство не ограничивалось знакомством с куклами только с детьми, родители, бабушки, дедушки тоже с удовольствием принимали участие во всех видах деятельности. Эта деятельность на вид проста, но решает множество задач, направленных на развитие духовной сферы ребенка. Для самих детей это не просто поделка, это «живой» игровой материал. Сделав такую куклу своими руками и видя результат своего труда, дошкольники испытывают восторг и удовольствие от игр с такими замечательными вещами. Поэтому особенно бережно и нежно дошкольник относится как к своей, так и к чужой игрушке во время ролевых игр.
Таким образом, изучение народных традиций, обрядов, участие в фольклорно-этнографических праздника, возрождают духовную среду, которая способствует реализации эмоциональных, творческих и интеллектуальных способностей детей, а изготовление кукол в национальных костюмах оказывает влияние и на формирование нравственных чувств детей.
Работа над проектом помогла сформировать знания детей об истории народных традиций, приобщить к народной культуре, познакомить с красотой и многообразием этого мира. Детям необходимо знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну.
Литература
Т.П. Мельникова, Е.В. Мжельская, Е.А. Миссарова, Л.Г. Блинова, Е.В. Комарова, Н.В. Наумова. Формирование духовно-нравственной личности дошкольника путём применения методического комплекса «Краеведение», 2014