Алябьева Е.В., Петрова Н.И. Реализация современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста в рамках проекта «Доброжелательный детский сад»
В последние годы в регионах Российской Федерации реализуются различные проекты, в рамках которых разрабатываются и апробируются схемы нормативно-правового, финансово-экономического регулирования, социально-психологического обеспечения системы поддержки детей в дошкольный период детства, создаются новые педагогические технологии, отвечающие современным требованиям [1]. Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко под педагогической технологией понимают способ реализации содержания обучения; систему форм, методов, средств обучения, обеспечивающих эффективное достижение поставленных целей [2]. В Белгородской области в сфере образования стартовала региональная стратегия «Доброжелательная школа», в рамках которой реализуется проект «Доброжелательный детский сад». Главная цель данного проекта состоит в том, чтобы изменить принцип отношений между всеми участниками образовательного процесса, который должен стать максимально эффективным и комфортным, а также нацелить на создание условий для успешной самореализации личности каждого ребенка и формирование доброжелательной, благоприятной и психологически безопасной среды в ДОУ [3]. В своей практике мы активно используем современные технологии в рамках реализации проекта «Доброжелательный детский сад». Приведем примеры из опыта работы использования технологии «Утро радостных встреч» и «Гость группы». Например, «Утро радостных встреч» на игровой площадке территории ДОУ. 1.Приветствие. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Дети становятся в круг и говорят слова приветствия, подавая друг другу руку и при этом улыбаясь. Когда это сделают все, образуется замкнутый круг. Воспитатель отмечает, что все дети - единое целое. Подарив товарищу улыбку, они отдали ему частичку тепла своей души. Детям предлагается почувствовать, как пошло тепло в их ладони 2.Игра. «Весёлый человек». Дети стоят лицом в круг, положив руки друг другу на плечи. Человек весёлый я, Раскачиваются. Все вокруг – мои друзья. Я похлопаю в ладоши – Хлопают. С вами в этот день хороший. Я потопаю ногами – Топают ногами. Дружно, весело с друзьями. А потом со всеми вместе – Маршируют Я потопаю на месте. На одной ноге скачу – Прыжки на одной ноге Если только захочу. Приседаю и кружусь – Присесть и резко встать, кружиться на прыжке с хлопками. 3. Обмен новостями. Данный этап проводится с помощью игры «Веселые картинки». Педагог предлагает детям рассмотреть много картинок, а затем выбрать те, которые подходят ребенку. Дети выбирают картинки, и рассказывают свои новости в соответствии с выбранными карточками. 4. Планирование дня. Данный этап проводится через игру «Клубок по кругу». Воспитатель предлагает детям передавать клубок по кругу и рассказывать о том, что бы они сегодня хотели делать в детском саду в течение дня. При возникновении затруднений, воспитатель может предложить на выбор ребенку участие в различных видах детской деятельности. «Гость группы» в игровой деятельности. 1.Появление героя перед детьми. В гости к детям приходит кукла Катя, она здоровается с каждым ребенком. Каждый ребенок пожимает ей руку и говорит: «Привет, Катя!» 2. Снятие у детей эмоционального напряжения. Игра «Холодно – жарко». Воспитатель: «Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам – греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер». 3.Постановка перед детьми игровой задачи. Воспитатель беседует с детьми о времени года. Рассказывает о том, что Катя хочет пойти на улицу, а можно ли в той одежде, в которой она одета, идти сейчас на улицу. Дети говорят о том, что нельзя, потому что на улице холодно, а Катя одета в шорты и майку, босоножки и без головного убора, она замерзнет и заболеет. Тогда воспитатель предлагает одеть Катю на улицу. Дети подбирают одежду кукле, одевают ее. Катя благодарит детей за помощь. 4.Уход из группы с обещанием вернуться. После того, как дети помогли одеть куклу Катю, она прощается с ними и едет гулять. Таким образом, вопросы образования и воспитания детей дошкольного возраста сегодня являются одними из наиболее современных, что обусловливает необходимость поиска оптимальных путей решения поставленных задач. Поэтому в практике работы дошкольных учреждений используются современные педагогические технологии, отвечающие не только социальному запросу субъектов образовательных отношений, но и особенностям и потребностям детей в дошкольный период детства. В настоящее время применяются различные современные технологии, например, «Утро радостных встреч», «Гость группы». Библиографический список 1. Галигузова Л.Н., Мещерякова, С.Ю. Анализ современной ситуации в сфере образования и поддержки детей раннего возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. № 1. С. 53-65. 2. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. Образования. М.: Мастерство, 2001. 272 с. 3. Скулганова Е.Н. Доброжелательный детский сад / Е.Н. Скулганова, Н.Н. Старостенко, Л.А. Тарасова, Т.В. Агибалова // Вопросы дошкольной педагогики. 2020. № 9 (36). С. 9-12.