Выпуск № 30 (56) 2020

Москаленко С.Н. Инклюзия в дошкольном образовании: проблемы и перспективы

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.
В настоящее время общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров. Одна из главных целей ФГОС дошкольного образования – обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ дошкольного образования.
В современном мире год от года увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них требуется создание специальных условий обучения и воспитания, комплексного сопровождения в пространстве образовательных учреждений.
В дошкольном образовании, вариативным по формам и содержанию, вряд ли можно говорить о единственно верном устройстве предметно-простран-ственной среды. Возможны разные конкретные варианты при условии, что учитывается возрастная специфика, под которую выстраивается целый образовательный процесс.
Образовательная среда детского сада включает в себя весь окружающий ребенка спектр объективных и субъективных факторов данного образовательного учреждения, который условно может быть представлен как две части целостного педагогического процесса, целостного образовательного пространства, характеризующиеся взаимодействием в сферах:
- ребенок - взрослый,
- ребенок – предмет – взрослый.
Если первая сфера может быть представлена через непосредственное взаимодействие взрослого с ребенком, то вторая сфера характеризуется тем, что взрослый в ней представлен опосредованно, как организатор предметной среды, в которой ребенок живёт, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в детском саду, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
Детский сад комбинированного вида № 19 «Капелька» - единственное в городе дошкольное образовательное учреждение, оказывающее квалифицированную лечебно-восстанови-тельную и коррекционно-педагоги-ческую помощь детям с нарушением зрения.
Основной целью нашего детского сада является создание специальных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирования его позитивных личностных качеств.
Нам важно, чтобы дети жили в условиях, максимально приближенных к домашним, чтобы каждый ребенок чувствовал, что его здесь любят, ждут, понимают и принимают.
Развивающая среда нашего детского сада предусматривает условия для физического воспитания и оздоровления, коррекции недостатков зрительных функций, речевого и психического развития, воспитательно-образовательной работы и, что немаловажно, является доступной для всех воспитанников.
В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья можно говорить о создании в нашем ДОУ единой коррекционно-развивающей среды.
Медицинское обслуживание детского сада нацелено на укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни. Режим дня носит щадящий и лечебно-педагогический характер.
В кабинете охраны зрения имеется комплект лечебной аппаратуры, необходимой для диагностики и лечения глазных заболеваний.
Врач – офтальмолог определяет патологию зрения, назначает лечение, контролирует его, осуществляет медицинское сопровождение учебно – воспитательного и коррекционно – развивающего процессов.
Медсестра – ортоптистка ежедневно выполняет назначенное врачом лечение с использованием специальной медицинской аппаратуры и современных компьютерных программ и технологий; контролирует режим окклюзии, регулирует зрительную нагрузку детей в течение дня. И, безусловно, мы уделяем должное внимание расширению лечебно-профилактической базы.
Физкультурный зал соответствует требованиям и включает в себя необходимые пособия как для развития сохранных анализаторов и ориентировки в пространстве, так и для профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия у детей с нарушением зрения. Физкультурное оборудование для общеразвивающих упражнений (гимнастические мячи, палки, обручи, скакалки) имеет специальные ярко окрашенные метки для сосредоточения взгляда на предмете, прослеживания действий, зрительного анализа и контроля. В зале имеется специальная разметка на полу и стенах, облегчающая детям ориентировку, определение направления движения.
Для задействования сохранных анализаторов используются озвученные мячи, мишени с четким контуром, разнообразные по фактуре дорожки и полоски. Широко применяется нестандартное оборудование: массажные мячи разных размеров, мячи - прыгуны, атрибуты для проведения зрительной гимнастики, а также авторские пособия, разработанные инструктором по физическому воспитанию. Детей – инвалидов по зрению на занятии сопровождает тифлопедагог.
Физическое воспитание сопутствует всему учебно-воспитательному процессу и пронизывает жизнь ребенка.
В нашем детском саду коррекционное сопровождение осуществляют педагоги: 2 учителя-логопеды, учитель – дефектолог и педагог-психолог.
Кабинеты специалистов насыщены богатым дидактическим материалом для развития зрительного восприятия, пространственной и социально-бытовой ориентировки, развития осязания, мелкой и общей моторики, речи.
Коррекционные педагоги активно применяют в работе инновационные практики по использованию компьютерных программ и технологий.
Медиотека кабинетов регулярно пополняется авторскими материалами и разработками.
Коррекционно-воспитательная работа в группах осуществляется воспитателями под руководством тифлопедагога и в тесной взаимосвязи с другими специалистами ДОУ.
В основе организации модели образовательного процесса нашего детского сада лежат две основные составляющие:
- совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
При построении предметной среды в группах перед нами возникла проблема – как правильно организовать среду в ограниченном пространстве группового помещения? Мы не стали строить предметную среду по принципу традиционного зонирования, т.к. многие пособия полифункциональны: они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности. Также и пространство группового помещения должно стать полифункциональным в каждой из его частей.
Мы разделили помещение на три части:
1) зону для спокойной деятельности,
2) зону для деятельности, связанной с интенсивным использованием пространства,
3) рабочую зону.
Все части пространства группы в зависимости от конкретных задач обладают возможностью трансформироваться.
Коррекционно – развивающая среда в группах является динамичной специальной развивающей системой, включающей в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей с ограниченными возможностями здоровья и используется ими в практической деятельности, позволяя педагогам решать конкретные образовательные задачи, развивать активность, любознательность, творчество, психические и мыслительные процессы, речь и коммуникативные способности детей.
При создании развивающего пространства в группах мы учли ведущую роль игровой деятельности в развитии детей с учетом зрительных возможностей, что в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, это и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
В младшей и средней группах учтена высокая подвижность малышей 3-5 лет, а также условия для развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, а в группах старшего возраста - потребность детей в творчестве и самовыражении, становлении произвольности психических процессов: памяти, внимания, восприятия.
Педагогами нашего детского сада накоплен богатый опыт работы с дошкольниками со зрительной депривацией, создана целостная педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушением зрения, которая постоянно совершенствуется в соответствии с ФГОС ДО.
Благоприятная комфортная обстановка способствует процессу обучения: оптимально используются наглядные пособия, достаточная освещенность помещений, удобно размещено оборудование; наглядный материал расположен на уровне глаз детей и на доступном расстоянии.
Важно, что развивающая ПП среда нашего сада имеет характер открытой, незамкнутой системы, способный к корректировке физического и психического развития.
Коллектив детского сада находится в постоянном творческом поиске, так как идеальную коррекционно-развивающую среду создать очень сложно. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. При организации развивающей среды необходима многоплановая и высокотворческая деятельность всех сотрудников детского сада.
Исходя из этого мы можем поставить не только перед педагогами нашего детского сада, но и города цель: создавать в ДОУ такую образовательную среду, в которой будет полностью реализован профессиональный потенциал и профессионально-педагогическая культура каждого педагога и всего педагогического коллектива, с целью построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования в условиях реализации ФГОС ДО.
В истории Российского образования можно выделить несколько шагов от классической системы специального образования – так называемых компенсирующих групп, в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого ребенка, как полноправного участника образовательного процесса.
В 1999 году на базе нашего детского сада впервые в городе Обнинске были открыты компенсирующие группы для детей с нарушениями зрения.
В 2015 году в связи с реалиями сегодняшнего времени мы поменяли статус групп на комбинированные и сегодня можно говорить о том, что в данных группах полностью осуществляется инклюзия – в этих группах обучаются с разными стартовыми возможностями.
В этих группах учитываются потребности всех детей, система обучения подстраивается под ребенка, применяются новые подходы к обучению, педагоги поменяли установки на детей - ведь у всех детей есть особенности, не только у «особых». Ведь если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, мы учимся работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.
Такая установка требует ответы на следующие вопросы:
- Как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должно ее освоить?
- Как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка при планировании работы в группе?
- Как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий?
В инклюзивных группах педагогика меняется в целом, она становится включающей, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создание новых форм и способов организации образовательного процесса.
Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участников – педагоги, родители, дети, администрации.