Козориз И.А. Развитие детей раннего возраста в познавательно-исследовательской де-ятельности
Введение. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим». Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, рассматривает познавательно-исследовательскую деятельность, наряду с общением и игрой, в качестве сквозных механизмов развития ребенка и выделяет «экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) » в числе одного из семи видов деятельности детей раннего возраста, посредством которых реализуются задачи и содержание образовательной программы (п. 2.7). Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. Экспериментирование представляет собой исследование объекта или ситуации путем управления условиями / факторами (А.Н. Поддьяков). Изучению различных теоретических и прикладных аспектов детского экспериментирования посвящены работы О.В. Афанасьевой, О.В. Дыбиной, О.В. Киреевой, Л.М. Клариной, З.А.Михайловой, А.Н. Поддьякова. Н.Н. Поддьякова, Л.Н. Прохоровой, Л.В. Рыжовой, Г.П. Тугушевой, О.Б. Чехониной, В.В. Щетининой и др. На протяжении периода раннего возраста происходит качественное изменение таких действий: они становятся целенаправленными, приобретают характер обследовательских, «пробующих» (Л.А. Венгер, Л.Н. Павлова). Практическое экспериментирование отвечает обозначенным в стандарте дошкольного образования (п. 4.6) целевым ориентирам – социально-нормативным возрастным характеристикам возможных достижений ребенка раннего возраста: «интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий». Однако анализ современных программных документов («Детство», «Мир открытий», «Наш дом – природа», «Познаю мир», «Ребенок в мире поиска» и др.) и методической литературы (О.В. Дыбиной, О.Л. Князевой, Л.М. Маневцевой, З.А. Михайловой,А.Н. Поддьякова, О.Б. Чехониной и др.), свидетельствует о том, что авторы раскрывают содержательные и процессуальные аспекты педагогического содействия формированию практического экспериментирования преимущественно в отношении детей старшего дошкольного возраста, тогда как особенности работы с детьми в период раннего возраста представлены достаточно скупо. Кроме того, анализ представленных авторами методических разработок в рассматриваемой области свидетельствует о том, что в качестве ведущего метода обучения детей раннего возраста используется показ, предусматривающий совершение ими обследовательских действий по подражанию педагогу, что не способствует осознанию воспитанниками причинно-следственных связей между результатами их действий и свойствами объектов, не позволяет им совершать целостную деятельность экспериментирования. Организация познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста. Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром. Так, в раннем возрасте преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала. На этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы с детьми раннего возраста. У детей формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно интерес ребенка, любознательность - сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло. Для детей раннего возраста необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира. С маленькими детьми выполняются самые простые действия, например, выкладывание картинок с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одевание куклы в ту одежду, которая нужна ей по сезону, при этом закрепляется последовательность одевания и на кукле и по схеме, и при одевании на прогулку. Познакомить детей с тем, что без воды не могут жить растения, птицы, рыбы и человек. Познакомить детей со свойствами и качествами такого материала как камни: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Из камней можно делать постройки; так же знакомим детей с такими крупами, как - горох и фасоль. Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения. Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей. Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап. Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается. Основное содержание познавательно-исследовательской деятельности предполагает формирование следующих представлений: 1. О материалах (песок, бумага, ткань, дерево). 2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д). 3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа). 4. О способах исследования объекта. 5. О предметном мире. Помощниками в их исследовательской деятельности должны быть не только педагоги, но и родители. Родители должны знать, как вызвать у детей интерес к познанию окружающего мира, какими методами воспользоваться при организации той или иной деятельности. Важно обратить внимание родителей на необходимость развития у детей исследовательской деятельности и именно поэтому, привлекать родителей к совместному решению данных вопросов, используя следующие формы: -Родительский уголок -Беседы -«Семейные встречи» -Тематические консультации -Опросы, анкетирование. Нацеливать родителей на то, что любознательность — это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка. У детей раннего возраста очень важно развивать интерес к познанию окружающего мира. Интерес побуждает к поиску новых знаний. Хочется отметить, что в последнее время психологи обращают внимание родителей и педагогов на то, что указанный возраст отличается особенной чувствительностью к речевому, сенсорному, умственному, физическому и другим направлениям развития личности. Мы, педагоги и родители должны учитывать это и направлять свой опыт, знание и умение на то, чтобы наши дети росли любознательными, интересовались новым, неизведанным в окружающем мире, любили экспериментировать. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода). Экспериментирование с песком и с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка. Игры с водой способствуют развитию исследовательской деятельности у детей раннего возраста. Сначала рассказать, что вода жидкая, ее можно наливать в чашечку, и предложить малышам игру «Напои зверюшек». Расставить небольшие стаканчики около зверюшек, и предлагать ребенку налить в каждый стаканчик воды из кувшина. В процессе игры дети убеждаются, что вода жидкая, к тому же они учатся переливать воду из одного сосуда в другой, стараясь не разлить ее. Далее, выливая воду из кувшина в надувной шарик, стакан, бутылочку, формочку наглядно показать малышу, что вода может принимать различную форму. Можно поиграть с детьми в игру «Волшебники», используя воду и разноцветную гуашь. Дети с интересом будут наблюдать, как прозрачная вода по мановению волшебной палочки-кисточки вдруг станет зеленой, красной, синей или желтой. В ходе этой игры дети узнают, что вода может быть прозрачной и цветной, закрепляются также названия цветов. Такие игры-эксперименты вызывают у детей большую радость, удивление от своих небольших открытий, чувства удовлетворения от проделанной работы появляется интерес к познанию нового. Одна из забав детей этого возраста – игра в песочнице. Малышам нравится пересыпать сухой песок из ладошки в ладошку, насыпать в ведро. Педагоги могут совместить игру и эксперимент. Сначала предложить малышу насыпать сухой песочек в ведерко и высыпать его обратно. Можно помочь Зайке или Мышке очистить песок от мелких камешков, используя сито. Так мы учимся отсеивать песок. Во время игры обращаем внимание малышей на главное свойство сухого песка – сыпучесть. Закрепляя знания об этом, показать детям, как при помощи воронок насыпать песок в бутылочку. Далее, знакомство детей с сырым песком. Сухой песок смачиваем водой и вместе с детьми замечаем, что он уже не рассыпается, он стал липкий и из него можно делать куличики. И тут открывается широкий простор для фантазии. С сырым песком можно проводить различные игры. Кроме куличиков можно делать домики для зверей. Можно также слепить пироги, используя формочки. Таким образом, в процессе игр с песком дети узнают, что сухой песок состоит из мелких зернышек – песчинок, он сыпучий, но из него нельзя строить куличики, а сырой песок – липкий и из него получаются замечательные куличики. Кроме приобретения новых знаний малыши во время таких игр пополняют свой словарный запас, развивают мелкую моторику и у них появляется интерес к творчеству. При организации опытно - экспериментальной деятельности детей раннего возраста нужно учитывать возрастные особенности детей. Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать. Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам необходимо постоянно возвращаться. Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными и любознательными. Дети по природе своей исследователи. Они постоянно стремятся экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире. Игры и пособия для развития детского экспериментирования. Итак, познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в детском экспериментировании. На данном возрастном этапе ставятся следующие задачи: 1. Побудить детей к обследованию предметов с помощью чувственного аппарата; 2. Сформировать представления о форме, цвете, величине предметов. Исследовательский процесс ребенка необходимо включить в разные виды деятельности, способствующие приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей. Исследуя окружающую действительность, ребенок стремится выйти за пределы непосредственного окружения. Интересное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности ребенка, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. Детская любознательность, расширения словарного запаса, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах — это предпосылки для восприятия естественно – научных представлений. Экспериментировать можно с объектами природы, а можно — с игрушками. Важно, чтобы ребенка окружали игрушки, которые стимулируют его к их обследованию, к многовариантной деятельности с ними. Конструкторы — одни из таких игрушек. А конструирование — деятельность, обладающая огромными возможностями, стимулирующими развитие ребенка. Причем конструирование — не только создание целостности из частей, из деталей по комбинаторному типу. Целостность возникает и за счет убирания лишнего, как это, например, делает скульптор, высекая скульптуру из камня. Овладение и тем и другим способами действий невероятно обогащает ребенка. Наблюдения за детьми в процессе конструирования и в экспериментальных ситуациях привели к выводу: если ребенку предоставляется возможность самостоятельно поэкспериментировать с новым материалом (конструктором) — освоить крепление деталей, сооружение простейших построек, — а потом поставить перед ним некую задачу, которую он должен решить на похожем, но несколько отличном материале, он справляется с задачей легко и с интересом. Ребенок, имеющий опыт экспериментирования, не ограничивается одним-единственным решением, а предлагает различные варианты. Он подходит к задаче творчески. Иными словами, если опыт детского экспериментирования востребован в других видах деятельности, это дает замечательные результаты. На практике, оказывается, сложно изменить ментальность родителей и педагогов. Им хочется, чтобы каждый раз дети все делали правильно, чтобы в итоге их деятельности конечный результат получался качественным. И тот вариант, что у ребенка на занятии ничего не получилось, кажется им совершенно неприемлемым. Как ни странно, но эффективному использованию метода детского экспериментирования мешает и позитивный фактор — хорошо разработанная методика развития речи. Очень часто после проведения занятия по детскому экспериментированию на вопрос: «Что было самым трудным?» педагоги отвечают: «Молчать». Они привыкли много говорить, хорошо объяснять, давать образцы речи. Все это было бы правильно, если бы не было в педагогическом процессе доминирующим. Ведь в раннем возрасте мышление все-таки является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ. Об этом хорошо сказал И. Г. Песталоцци: «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!». А также К. А. Тимирязев: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». И великий дидактор Я. А. Коменский: «Старательно упражняя чувства в области правильного восприятия различий, существующих между предметами, мы положим основание и для всей мудрости, и для всего мудрого красноречия, и для всех разумных жизненных действий». С детьми раннего возраста работать над проблемой развития познавательной активности необходимо также через сенсорные способности. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия, и сюрпризный момент. Это могут быть такие простые вещи как: - коробочки с секретом; - детские музыкальные центры; - механические игрушки; - клавишные игрушки; - приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты; - разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; - природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.; - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.; - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.; - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); - медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др. - игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового; - материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр. На основе этих предметов и игрушек можно провести ряд игр-экспериментов: Вода. Необходимо создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, баз запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой. Знакомим с процессом превращения воды в лед, льда и снега — в воду. Свет, цветообразование. Необходимо дать представление о том, что некоторые объекты (солнце, лампы) излучают свет. Научить определять их принадлежность: природный или рукотворный мир. Способствовать овладению сенсорными эталонами (7 цветов). Создать условия для получения цветов путем смешивания красок: оранжевый (красный и желтый), зеленый (синий и желтый), фиолетовый (синий и красный). Человек — живой организм. В рамках этой игры — эксперименте происходит знакомство с телом человека, его строение (туловище, руки, пальцы, ноги, голова, лицо, глаза, рот, нос, уши). Даем представление об органах чувств, их охране и назначении. Развиваем сенсорную чувствительность разных органов чувств (восприятие цвета, звуковых, вкусовых и тактильных ощущений). Заключение. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую; развивающую; воспитательную. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться. Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы. Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда её становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде. Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной. Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения. Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. Список литературы: 1. Князева О. Л. Особенности познавательной активности у дошкольников // Новые исследования в психологии. 1996 г. № 1. 2. Крулехт М. В. Ребёнок познаёт предметный мир, приобщается к труду // Младший дошкольник в детском саду. 3. Ладывир С.О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей, Дошкольное вопитание,2004, № 5 4. Лисина М. И. Развитие познавательной деятельности в ходе общения с взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1992 г. № 4. 5. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии, 1992г. № 4. 6. Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников // Вопросы психологии, 1990, №1 7.Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. М.: АРКТИ, 2003г. 8. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006 9.Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/под ред. О. В. Дыбиной.- М.: ТЦ «Сфера», 2005. 10. Федеральный государственный образовательный стандарт. 11. Щетинина А. М. Учим дошкольника думать: игры, занятия, диагностика.-М.:ТЦСфера.,2011.