Выпуск № 47 (122) 2021

Гайдарова А.Р., Мохна Е.А. Реализация технологии «Утро радостных встреч» в дошкольной образовательной организации в рамках проекта «Бережливый детский сад»

Дошкольный период – самый главный возрастной этап в жизни человека. А детский сад то место, где дети дошкольного возраста находятся большую его часть. И от того насколько качественно созданы условия образовательной среды зависит эмоциональное, социально-коммуникативное и интеллектуальное развитие каждого ребенка. Радостно и содержательно прожить период детства – главная задача всех взрослых: педагогов и родителей.
Каждый ребенок получает свой жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями, мироощущением и формирующимся мировоззрением. В этом смысле «Утро радостных встреч» – время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других, по их словам, и делам [2].
«Утро радостных встреч» - это встреча каждый день. До завтрака воспитатель и дети рассказывают друг другу о том, как они провели предыдущий день, делятся своими переживаниями и впечатлениями, строят планы. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять (презентовать) себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями [1].
Основная цель – «задать тон» всему дню, т.е. создать положительный эмоциональный настрой, порадоваться предстоящему дню, вселить в ребенка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным, обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых, научить детей планировать свою деятельность [1].
Утренний прием детей может осуществляться: в раздевальной комнате; на игровой площадке территории детского сада; в групповом помещении.
Сценарный план организации режимных моментов с использованием технологии «Утро радостных встреч» включает следующие этапы, которых необходимо придерживаться:
1 этап – приветствие.
2 этап – игра.
3 этап – обмен новостями.
4 этап – планирование дня.
Разберем содержание этапов, исходя из условий проведения.
Так, встречая ребенка в раздевальной комнате педагог, создает атмосферу позитивного микроклимата, психологического комфорта. Для поддержания интереса детей к сверстникам и взрослому (педагогу), формирования положительных межличностных отношений, стимулирования эмоциональных контактов.
Этапы проведения:
1. Приветствие.
Педагог, присаживаясь на скамейку, стул или колено, чтобы оказаться на уровне глаз ребенка, протягивает свои руки к ребенку, обнимает его или берет за руку и произносит такие фразы как: «Сегодня я рада видеть тебя в детском саду, в нашей группе!», «Давай постараемся радовать друг друга» и другие. При этом произношение речевых настроек полностью соответствует тому, о чем педагог говорит, т.е. голосом и мимикой передается доброжелательность, радость встречи и т.д. Тон общения всегда вежливый, добрый, ласковый. При общении с ребенком педагог всегда называет ребенка по имени, допуская в уменьшительно-ласкательное обращение.
2. Игра.
В раздевальной комнате воспитатель поддерживает положительный настрой и проводит речевую игру «Улыбка».
3. Обмен новостями.
Педагог организовывает беседу с ребенком о том хорошем, что произошло с ним в период отсутствия в детском саду. Выделяет эмоционально свою радость и гордость за хорошие поступки или события в жизни ребенка. Напоминает детям о том, как называется группа, для чего нужны комнаты (спальня, раздевальная и т.д.) и что в них делают.
4. Планирование дня.
Педагог интересуется у каждого ребенка о том, чем именно он хотел бы сегодня заняться в детском саду. И предлагает на выбор участие в различных видах детской деятельности.
Во время приема детей на игровой площадке педагог использует игры, направленные на создание положительного психоэмоционального настроения.
Этапы проведения:
1. Приветствие.
Педагог организовывает беседу с детьми в доброжелательном тоне. Далее воспитатель предлагает детям поздороваться с солнышком. Для этого детям необходимо поднять руки вверх, поздороваться с солнышком за лучики, повернуть руки ладошками вверх, «погреть» их, а теперь, когда руки у нас стали теплые, возьмемся за руки.
2. Игра.
Игра «Повтори за мной». Цель – настроить детей друг на друга, дать каждому почувствовать себя в центре внимания. Педагог предлагает произнести свое имя, при этом прохлопав в ладоши, протопав ногами. Затем вся группа повторяет те же самые действия вместе.
3. Обмен новостями.
Данный этап проводится с помощью игры «Паровозик». Выбирается один ведущий. Вначале это может быть педагог. Воспитатель узнает у детей, чем они занимались накануне и те, у кого будут совпадения, встают паровозиком и «проезжают» круг. При этом воспитатель хвалит детей за достижения и успехи. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не примут участие все дети.
4. Планирование дня.
Педагог привлекает детей к совместной деятельности посредством игры «Эстафета передачи волшебного камня». Каждый по очереди берет в руки волшебный камень (в качестве камня может быть использован любой предмет), высказывает свое желание, чем он хотел бы сегодня заняться, после чего передает его соседу. После каждого ребенка, воспитатель хвалит высказавшегося. Можно уточнить у детей, кто хотел бы присоединиться к предложенному виду деятельности.
Во время прихода ребенка в группу, педагог использует упражнения, направленные на формирование положительных межличностных взаимоотношений.
Этапы проведения:
1. Приветствие «Осьминожки». Цель - позитивно настроить детей на совместную работу в группе. Гармонизировать эмоциональное состояние. Дети садятся на ковер. Пальцами изображают осьминожек, которые передвигаются навстречу друг другу и здороваются с другими осьминожками, говоря при этом: «Я рад тебя видеть. Давай поздороваемся!». При общении дети называют друг друга по имени. Тон общения всегда вежливый, добрый, ласковый. Допускается и поощряется обращение к ребенку по имени в уменьшительно-ласкательном обращении.
2. Игра.
Игра «Волшебный круг». Педагог предлагает детям встать в круг. При этом акцентируется внимание, что внутри круга – пространство, волшебное и загадочное. Попадая туда, человек становится самым замечательным, славным, чудесным, милым. Он заслуживает комплиментов. Педагог предлагает войти в круг первому ребенку, и, глядя ему в глаза, говорит добрые, ласковые слова о нем самом, признает у него только достоинства и успехи. Далее к похвале подключает и других детей, призывая их добавить по одному слову. После первого ребенка, в круг заходит следующий пришедший ребенок.
3. Обмен новостями.
Данный этап проводится с помощью игры «Микрофон». В этой игре педагог предлагает детям по очереди рассказать, предлагая игрушку «микрофон», чем он занимался накануне вечером (или же в выходные), какие у него новости и достижения. После окончания рассказа дети, находящиеся в кругу, аплодируют рассказчику, расхваливая его за добрые поступки.
4. Планирование дня.
Данный этап проводится через игру «Клубочек». Дети стоят по кругу. Воспитатель передает клубочек ниток ребенку, желает доброго дня, хорошего настроения и спрашивает, чем хотел бы сегодня занятия ребенок в детском саду (в группе, во время прогулки, после сна и пр.). Ребенок, получив клубочек, говорит то, чем он хотел бы заниматься в течение дня. После высказанного пожелания, тот передает другому. Затем клубок передается дальше по кругу, пока не окажется в руках воспитателя. При возникновении затруднений, воспитатель может предложить на выбор ребенку участие в различных видах детской деятельности.
Библиографический список
1.       Свирская Л.В. Утро радостных встреч. М., 2010. 34 с.
2.       Шарунова В.Е. Утро радостных встреч // Дошкольник. РФ [Электронный ресурс]. URL: http://doshkolnik.ru/etiket/7117.html.
2021-06-25 14:34