Выпуск № 30 (56) 2020

Шаршукова И.Ю. Сценарий активизирующего общения воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному и речевому развитию

Познавательное и речевое развитие старших дошкольников в процессе совместной игровой деятельности воспитателя с детьми»
Тема: «Игра-фантазия «Морское путешествие»
Задачи:
1. Обеспечить сочетание, интеграцию и взаимосвязь образовательных направлений ФГОС дошкольного образования, способствующих осуществлению развития детей по познавательному, речевому развитию.
2.Создать условия для формирования игровых умений в игре – фантазию.
Способствовать ненавязчивому и непринужденному включению детей в разнообразные воображаемые ситуации, подчиненные выбранной теме игры. Предоставить возможность применения детьми имеющихся знаний и представлений о мире в игровой воображаемой ситуации, и в продуктивной деятельности; обогатить их эмоциональную жизнь.
3. Создать условия для свободного общения со сверстниками и взрослыми. Способствовать развитию самосознания, чувства гордости за собственные успехи и коллективные достижения. Способствовать воспитанию положительных взаимоотношений.
4. Развивать познавательно-исследо-вательскую и продуктивную деятельность через элементы проектного метода, в процессе которого познакомить с нетрадиционной техникой создания художественного образа предмета. Способствовать развитию творческого мышления и творческого воображения детей. Расширить знания и представления детей об обитателях моря.
5. Способствовать формированию грамматически правильной речи, формировать умения согласовывать речь с движениями, вступать в активное диалоговое взаимодействие с партнерами по игре; развивать монологическую и диалогическую форму речи.
6.Воспитывать культуру речевого общения.
Ход игры:
1 часть «Установление контакта»
Приветствие - Игра «Давайте познакомимся»
Диалог по вопросам:
-Что больше нравится делать: играть или заниматься?
-С каким настроением приятней играть?
Психогимнастика: «Настроение»
2 часть Организационный момент
Мотив – Хотите поиграть в «путешествие»?
Вопросы:
-Если путешествовать по морю то, какое будет путешествие?
-Если путешествие морское - как будет называться игра?
-Что человеку для морского путешествия следует взять с собой?
-Для чего понадобится бинокль?
-Фотоаппарат пригодится? Для чего?
Обыгрывание воображаемых «сборов».
Считалочка - закличка воображаемого перемещения.
- К путешествию все готовы?
Считалка нам поможет моментально очутиться на море?
3 часть «Морской берег»
Обыгрывание воображаемой ситуации – на берегу моря.
Диалог по вопросам:
-Если солнце горячее, то песок под ногами, какой?
-Каким стал песок от нахлынувших волн?
Упражнение по подбору слов – антонимов - «Скажи наоборот».
Упражнение для глаз «Вдаль – вперед, вдаль - в сторону»
Беседа по вопросам:
-Когда смотрим далеко вперед перед собой, видим край моря?
-Какое по размеру море?
-На чем можно поплыть по морю?
Игровое задание «Найди то, из чего можно сделать судно для плавания».
4 часть Проблемная ситуация – «У парусника нет паруса».
Выяснение сути проблемы;
Определение цели действий
Поиск пути решения проблемы:
а) Предоставление обследовательских действий по выбору материала и способа изготовления паруса; активизация названий обследовательских действий; комментарии этих действий.
б) Апробирование нетрадиционной техники передачи художественного образа предмета с помощью крупы.
в) Проверка качества выполнения работы.
г) Подведение итога достижения цели по вопросам:
Вопросы:
-Получилось обойтись без привычных красок и карандашей?
-Как проверить прочность паруса?
5 часть «Плавание»
До берега еще далеко, поиграем? Присядем в лодке.
Двигательное упражнение «Волны».
Словесная игра-фантазия «Кто живет в море?» (Да – нет)
Что знаете про кита? (акулу, дельфина)
Какой он по размеру, весу? По форме? По цвету? Что у него есть? Какие у него повадки? Чем питается?
Расскажите, что знаете о нем все по порядку.
Хотите, еще больше узнать о нем? Слушайте, … (зачитываю информацию из книги)
6 часть «Остров геометрических фигур»
-Решение воображаемой проблемы по обеспечению безопасности здоровья на солнцепеке.
- Упражнение «Волшебные очки»
- Упражнение «Фотография на память»
7 часть «Путь домой»
Мышечное упражнение «Весла»
Смотрим в бинокли. Берег рядом. Выходим из лодки.
Считалка – закличка для «Возвращения домой»
8 часть Анализ
Вопросы:
-Понравилась игра?
-Что было самым интересным?
-Что было неожиданным?
-С какой проблемой столкнулись?
-С помощью чего изобразили парусник?
-Что было смешным и забавным?
-Какое настроение у вас сейчас?
9 часть «Веселая и смешная картина»
Мотив – Вам интересно самим сделать картину о вашем морском путешествии?
Провокационная ситуация – наклеиваются фигуры без клея.
Вопросы:
- Хотите узнать почему? Как вы считаете?
- Как можно назвать картину двумя словами?
- В какое путешествие вы бы еще хотели поиграть?
Заключительная часть.
Вручается детям пакет с предложением самостоятельно в группе рассмотреть содержимое и догадаться, что можно с ним сделать; объясняя детям и взрослым, которые не играли в игру «морское путешествие».