Шаршукова И.Ю. Сценарий активизирующего общения воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному и речевому развитию
Познавательное и речевое развитие старших дошкольников в процессе совместной игровой деятельности воспитателя с детьми» Тема: «Игра-фантазия «Морское путешествие» Задачи: 1. Обеспечить сочетание, интеграцию и взаимосвязь образовательных направлений ФГОС дошкольного образования, способствующих осуществлению развития детей по познавательному, речевому развитию. 2.Создать условия для формирования игровых умений в игре – фантазию. Способствовать ненавязчивому и непринужденному включению детей в разнообразные воображаемые ситуации, подчиненные выбранной теме игры. Предоставить возможность применения детьми имеющихся знаний и представлений о мире в игровой воображаемой ситуации, и в продуктивной деятельности; обогатить их эмоциональную жизнь. 3. Создать условия для свободного общения со сверстниками и взрослыми. Способствовать развитию самосознания, чувства гордости за собственные успехи и коллективные достижения. Способствовать воспитанию положительных взаимоотношений. 4. Развивать познавательно-исследо-вательскую и продуктивную деятельность через элементы проектного метода, в процессе которого познакомить с нетрадиционной техникой создания художественного образа предмета. Способствовать развитию творческого мышления и творческого воображения детей. Расширить знания и представления детей об обитателях моря. 5. Способствовать формированию грамматически правильной речи, формировать умения согласовывать речь с движениями, вступать в активное диалоговое взаимодействие с партнерами по игре; развивать монологическую и диалогическую форму речи. 6.Воспитывать культуру речевого общения. Ход игры: 1 часть «Установление контакта» Приветствие - Игра «Давайте познакомимся» Диалог по вопросам: -Что больше нравится делать: играть или заниматься? -С каким настроением приятней играть? Психогимнастика: «Настроение» 2 часть Организационный момент Мотив – Хотите поиграть в «путешествие»? Вопросы: -Если путешествовать по морю то, какое будет путешествие? -Если путешествие морское - как будет называться игра? -Что человеку для морского путешествия следует взять с собой? -Для чего понадобится бинокль? -Фотоаппарат пригодится? Для чего? Обыгрывание воображаемых «сборов». Считалочка - закличка воображаемого перемещения. - К путешествию все готовы? Считалка нам поможет моментально очутиться на море? 3 часть «Морской берег» Обыгрывание воображаемой ситуации – на берегу моря. Диалог по вопросам: -Если солнце горячее, то песок под ногами, какой? -Каким стал песок от нахлынувших волн? Упражнение по подбору слов – антонимов - «Скажи наоборот». Упражнение для глаз «Вдаль – вперед, вдаль - в сторону» Беседа по вопросам: -Когда смотрим далеко вперед перед собой, видим край моря? -Какое по размеру море? -На чем можно поплыть по морю? Игровое задание «Найди то, из чего можно сделать судно для плавания». 4 часть Проблемная ситуация – «У парусника нет паруса». Выяснение сути проблемы; Определение цели действий Поиск пути решения проблемы: а) Предоставление обследовательских действий по выбору материала и способа изготовления паруса; активизация названий обследовательских действий; комментарии этих действий. б) Апробирование нетрадиционной техники передачи художественного образа предмета с помощью крупы. в) Проверка качества выполнения работы. г) Подведение итога достижения цели по вопросам: Вопросы: -Получилось обойтись без привычных красок и карандашей? -Как проверить прочность паруса? 5 часть «Плавание» До берега еще далеко, поиграем? Присядем в лодке. Двигательное упражнение «Волны». Словесная игра-фантазия «Кто живет в море?» (Да – нет) Что знаете про кита? (акулу, дельфина) Какой он по размеру, весу? По форме? По цвету? Что у него есть? Какие у него повадки? Чем питается? Расскажите, что знаете о нем все по порядку. Хотите, еще больше узнать о нем? Слушайте, … (зачитываю информацию из книги) 6 часть «Остров геометрических фигур» -Решение воображаемой проблемы по обеспечению безопасности здоровья на солнцепеке. - Упражнение «Волшебные очки» - Упражнение «Фотография на память» 7 часть «Путь домой» Мышечное упражнение «Весла» Смотрим в бинокли. Берег рядом. Выходим из лодки. Считалка – закличка для «Возвращения домой» 8 часть Анализ Вопросы: -Понравилась игра? -Что было самым интересным? -Что было неожиданным? -С какой проблемой столкнулись? -С помощью чего изобразили парусник? -Что было смешным и забавным? -Какое настроение у вас сейчас? 9 часть «Веселая и смешная картина» Мотив – Вам интересно самим сделать картину о вашем морском путешествии? Провокационная ситуация – наклеиваются фигуры без клея. Вопросы: - Хотите узнать почему? Как вы считаете? - Как можно назвать картину двумя словами? - В какое путешествие вы бы еще хотели поиграть? Заключительная часть. Вручается детям пакет с предложением самостоятельно в группе рассмотреть содержимое и догадаться, что можно с ним сделать; объясняя детям и взрослым, которые не играли в игру «морское путешествие».