Выпуск № 47 (122) 2021

Зернова Т.В., Ладыгина В.В., Репкина Ю.Б., Криветченко Е.С. Развитие двигательной активности дошкольников в процессе использования подвижных игр с элементами спорта

В настоящее время современному обществу характерна тенденция существенного ухудшения здоровья населения в целом, а дошкольников в частности, у которых отмечается явное снижение уровня физических кондиций. Известным является тот факт, что 30-40% детей дошкольного возраста демонстрируют низкие показатели двигательного развития (Е.Н. Вавилова, Н.А. Ноткина, М.А. Правдов, В.И. Усаков, Ю.К. Чернышенко). Что обусловлено, прежде всего, состоянием современного образа жизни: свободное время большинство детей проводят перед телеэкраном или монитором компьютера, с планшетом или смартфоном.
Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения, определяя демографическим потенциалом страны именно детей дошкольного возраста, отмечают, что при условии наличия отклонений здоровья у более 35% детей дошкольного возраста проблема его сохранения становится не только актуальной психолого-педагогической задачей, но и важным стратегическим направлением общества в целом.
О важной роли формирования двигательной активности в дошкольном возрасте в укреплении здоровья детей говорят A.C. Солодков, H.A. Фараджева, утверждающие о создании энергетической основы через двигательную активность с целью роста и развития организма в целом, психического и физического развития, которые являются биологическим стимулом для морфофункционального развития организма.
Полноценная двигательная активность является ключевой в гармоничном развитии ребенка, интеллектуальном и физическом (Н.Б. Котелевская). Это, в свою очередь, укрепляет активность и здоровье, повышает работоспособность (С.Б. Шарманова).
Обращаясь к феномену «двигательная активность», прежде всего, следует дать определение понятию «активность». По мнению В.П. Дудьева, активность является деятельным состоянием организма – условием для существования и поведения. Автор отмечает, что в любом активном существе есть источник активности, который воспроизводится в движении [3].
Согласно точке зрения Г.М. Коджаспировой, двигательная активность составляет основу индивидуального развития и жизнеобеспечения организма. Она подчинена основному закону здоровья: «приобретая – расходуем», а также имеет направленного на обязательное избыточное восстановление энергетического фонда. Физическая полноценность индивидуального развития ребенка обеспечивается именно двигательной активностью [4].
Наиболее естественной основой развития двигательной активности у дошкольников являются подвижные игры, в том числе с элементами спорта.
Как отмечает М.А. Доронин, подвижная игра представляется сознательной, активной деятельностью детей, для которой характерны точное и своевременное выполнений заданий с правилами, обязательными для всех [2].
М.А. Вершинин, О.А. Сабуркина, Н.В. Финогенова рассматривают спортивные игры как универсальное средство физического воспитания, не теряющего своей актуальности и сегодня. Прямое значение понятия занятием спортом, когда дети участвуют в спортивных соревнованиях для достижения высоких результатов, не относится к детям, так как в дошкольном возрасте рекомендуется использовать лишь элементы спорта в силу возрастных особенностей. Можно изучать базовые элементы футбола, баскетбола, городков, что и отражается в современных образовательных программах дошкольного образования [1
Кратко опишем содержание работы из собственного опыта по развитию двигательной активности дошкольников в процессе использования подвижных игр с элементами футбола.
Основными задачами, которые решаются при развитии двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе использования подвижных игр с элементами футбола, являются следующие:
1. Ознакомление детей с игрой в футбол, историей ее возникновения.
2. Формирование простейших технико-тактических действий с мячом: ведение, удар, передача мяча, обводка; разучивание индивидуальной тактики.
3. Развитие координации движений, выносливости, быстроты, ловкости.
Работа по развитию двигательной активности детей в процессе использования подвижных игр с элементами футбола осуществляется согласно дифференцированному подходу:
- подгруппы комплектуются в соответствии с половым признаком, уровнем физической подготовленности;
- увеличивается или уменьшается расстояние между игроками в парных действиях, весе и размерах мяча, игровом поле, воротах;
- осуществляется рациональная дозировка физической нагрузки в соответствии с возможностями и физическим состоянием детей, увеличение или сокращение длительности занятий.
Программа обучения игре футбол включает следующую последовательность:
1.Атлетическая подготовка (общефизическая и специальная подготовка)
2.Технико-тактическая подготовка.
Атлетическая подготовка (общефизическая и специальная подготовка) предполагает использование следующих подвижных игр и игровых упражнений: «Пустое место»; «Зайцы в огороде»; «Мы веселые ребята»; «Удочка»; «Шишки, желуди, орехи»; «У ребят подарок строгий»; «Сороконожки»; «Дружные ребята».
Технико-тактическая подготовка включает следующие подвижные игры и игровые упражнения: «Обратный поезд»; «Точный удар»; «Чей мяч дальше?»; «Кто больше отобъет?»; «Кто скорее к финишу?»; «Ловкие ребята»; «Вокруг света»; «Не выпускать мяч из круга»; «Подвижная цель»; «Ведение мяча парами»; «Футбол вдвоем»; «Борьба за мяч»; «Забей в ворота»; «Забей в ворота»; «С двумя мячами»; игра в футбол по командам.
С целью побуждение дошкольников к использованию элементов футбола в самостоятельной деятельности рекомендуется использовать индивидуальные задания: стань в крут, положи мяч, закрой глаза. Сделай поворот, ударь по мячу; «Забей гол». Нужно разбежаться, ударить по мячу и попасть в цель (кеглю); подбрось мяч ручкой вверх, прими его на подошву, попробуй несколько раз отбить.
Также необходимо проводить с детьми беседы:
- «Футбол – одна из самых популярных и любимых игр в мире». Цель: расширить представления детей об игре футбол;
- «Учимся играть в футбол». Цель: формировать представлений у детей о технике игры в футбол;
- «Умейте нападать, умейте защищать!». Цель: познакомить детей с техникой игры в футбол;
- «Простейшие правила игры». Цель: познакомить детей с правилами игры в футбол;
- «Поле, основные линии, разметка». Цель: дать представление детям о футбольном поле;
- «Как избежать травматизма». Цель: познакомить детей с правилами поведения при игре в футбол;
- «Как достичь положительного результата». Цель: познакомить детей с особенностями игры в футбол.
Таким образом, использование подвижных игр с элементами спорта как средство развития двигательной активности дошкольников эффективно, если:
- целенаправленно обогащать двигательный опыт детей на основе использования как части ООП, проектируемой по инициативе участников образовательного процесса игровых программ и технологий;
- стимулировать самостоятельную деятельность детей с использованием спортивных игр путем создания предметно-пространственной среды и ситуации выбора.
Библиографический список
1.       Вершинин М.А., Финогенова Н.В., Сабуркина О.А. Эффективность включения элементов спортивных игр в содержание занятий по физической культуре в дошкольном возрасте//Фундаментальные исследования. 2015. № 2. С. 120-124.
2.       Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2007. № 4. С.10–14.
3.       Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник. М.: Владос, 2008. 368 с.
4.       Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с.