Выпуск № 47 (122) 2021

Шенкевич С.А. Использование дворовых игр в образовательном процессе современной дошкольной образовательной организации

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игры помогают детям легче овладевать знаниями, приобщает их к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям. А подвижная игра – естественный спутник в жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой.
В настоящее время наблюдается разрушение игрового пространства детства. Исчезли шумные детские компании, забыты не только народные игры, но и скакалки, мячи, городки. Современные дети не играют в дворовые игры, с таким задором, как играли раньше их родители или бабушки с дедушками, они предпочитают общение с компьютером, смартфоном и различными гаджетами, порой, не выходя за пределы собственной комнаты.
Н.С. Габеева отмечает, что дворовые игры представляют собой игры, возникающие по инициативе детей, самостоятельные игры, не требующие участия взрослого [2].
По классификации Н.С. Габеевой дворовые игры делятся на игры с предметами, словесно-логические подвижные игры, командные игры, игры на скамейке, игры с мелками [2].
Дворовые игры, по мнению В. Володченко, условно делятся на три группы: подвижные, словесные и сюжетные [1].
Дворовая игра служит одним из средств профилактики социальной неуверенности ребенка, поскольку, играя он:
- моделирует отношения в наглядно-действенной форме, начинает лучше в них ориентироваться;
- преодолевает личностный эгоцентризм, начинает лучше осознавать себя, возрастают его уверенность в себе и способность действовать в коммуникативных ситуация;
- имеет выход своей агрессивности, страхам, повышает свою эмоциональность и выравнивает импульсивность;
- формирует реальные отношения сотрудничества со сверстниками, приобретает позитивный опыт совместных действий, а значит – развивает свою социальную уверенность;
- осваивает новые способы поведения в проблемных ситуациях и усваивает их;
- развивает свое «зеркальное Я», учится оценивать себя глазами других, а также поступки других людей, соотнося их со своими понятиями о нравственности и моральных нормах поведения и т.д [3].
В своей практике мы активно используем дворовые игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Приведем примеры дворовых игр, используемых нами в образовательном процессе в условиях дошкольной организации.
«Классики»
Цель: развивать ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр.
Ход игры: требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.
«Тише едешь, дальше будешь – стоп»
Цель: развивать координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.
Ход игры: задача водящего – стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь – стоп». Пока водящий говорит, участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.
«Море волнуется раз»
Цель: развивать воображение, спонтанность и артистичность.
Ход игры: ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.
«Вышибалы»
Цель: развивать умение уворачиваться, ловкость, координацию движений
Ход игры: «вышибалы» – два игрока – встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» – бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие – не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.
«Колечко-колечко»
Цель: развивать способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.
Ход игры: игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего – незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников – задержать убегающего.
«Колдунчики»
Цель: развивать умение шустро бегать, быстро соображать и реагировать на происходящее.
Ход игры: участники убегают от водящего. Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него – осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего – не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг.
Таким образом, ребенок, проходя школу «дворовых игр», осваивает заложенные способы и формы взаимодействия, которые он в дальнейшем будет использовать в жизни: он учится ориентироваться в сфере человеческих отношений, понимать смысл и задачи человеческой деятельности. Все это происходи в естественной и максимально доступной для детей игровой форме.
Библиографический список
1.       Володченко В. Выходи играть во двор / В. Володченко, В. Юмашев. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 235 с.
2.       Габеева Н.С. Дворовые игры в дошкольном учреждении – возвращение к народным традициям // Молодой ученый. 2017. № 28. С. 78-79.
3.       Давыдова А.Г., Ермолаева Н.И., Федорычева Н.Н. Дворовые игры в субкультуре современных дошкольников // Теория и методика дошкольного образования.