Выпуск № 20 (95) 2021

Бойченко О.А. Конспект НОД с использованием метода наглядного моделирования «Заюшкина избушка»

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи:
Образовательная: Учить детей рассказывать сказку с помощью моделирования, упражнять в умении заканчивать предложение, начатое педагогом; активизировать слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.
Развивающая: развивать связную речь детей; развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету);
Воспитательная: воспитывать любовь к сказкам, умение сопереживать героям сказок, попавшим в беду, желание прийти на помощь.
Оборудование: телевизор, набор геометрических фигур и изображение поляны для каждого ребенка, геометрические фигуры для воспитателя.
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина Избушка», прослушивание аудио сказки, пальчиковый театр.
Ход.
Дети заходят в группу.
Воспитатель:
Вот собрался наш кружок,
Улыбнись скорей, дружок.
Рука другу, рука другу.
Передаём тепло по кругу.
- Улыбнулись и подарили друг другу хорошее настроение!
Дети стоят в кругу
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок.
А вы любите сказки? (ответы детей) Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса.
Много сказок есть на свете, Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать, И немного поиграть!
Воспитатель: - Только вот как нам с вами попасть в страну сказок?
Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова.
(Дети произносят волшебные слова) Пальчиковая игра «Замок»
Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем кулаки.)
Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)
Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)
Мы его сейчас покрутим, (крутим «замочек»)
А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)
Покачаем – раз, два, три.
Двери в сказку отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты «замочка» от себя.)
Воспитатель: Двери открываются, сказка начинается (музыка)
На экране по музыку «В гостях у сказки» появляется зайка на полянке.
Воспитатель: Ребята, кто это? (зайка)
Воспитатель: Правильно. Зайчик прибежал к нам из сказки. А как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречаем зайца? («Заяц хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».)
Воспитатель: - Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но наш гость прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)
Воспитатель: - Зайка, почему ты один? Где остальные герои сказки?
Зайка: Злая волшебница заколдовала моих друзей из сказки и превратила их в разные геометрические фигуры.
Воспитатель: А как мы можем тебе помочь? Как можно расколдовать героев?
Зайка: Надо выложить по порядку геометрические фигуры - кто за кем приходил ко мне на помощь, и рассказать сказку. Тогда все герои будут спасены.
Воспитатель: Ребята, поможем зайке вернуть ее друзей? (ответы детей)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у каждого из вас на столе лежит нарисованная полянка. Нам надо будет по порядку расставить заколдованные геометрические фигуры. У вас на столах также лежат геометрические фигуры. Какие? (круги, квадраты). Чем они отличаются? (цветом, размером). Назовите цвета (серый, оранжевый, красный, коричневый, черный).
Для каждого героя сказки - круг определенного цвета. Для зайчика, как вы думаете - какой? (серый). Почему? Оранжевый круг для… (лисы). Почему? (лиса рыжая). Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка»- собаке? (черный). Медведю, какого цвета кружок, почему? (дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки). А что есть еще у вас на столах – (квадраты). Они разного цвета, почему? (лубяная – коричневого, а ледяная – белая).
Воспитатель: А теперь выходите поиграть.
Физминутка. Пальчиковая игра «Заюшкина избушка»
Зайка наш в избушке жил
(руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)
Песню весело он пел (кивают головой)
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)
Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)
Зайца нашего прогнала (ладони от себя).
Теперь зайчишка грустный ходит (ходьба на месте).
Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)
И собака, и медведь (качаются из стороны в сторону)
К зайцу нашему подходят (идут вперед 2 шага),
И ни с чем они уходят (идут назад 2 шага).
Лишь единственный петух
Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).
И теперь живут в дому
(руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Припеваючи, в ладу (обнимают себя).
Воспитатель: А теперь давайте вспомним с самого начала всю сказку и расскажем её мышке. А помогут нам в этом геометрические фигуры. Расскажите, а я вам помогу.
(Предложить детям по очереди рассказать сказку.)
На экране появляются расколдованные герои сказки.
Воспитатель:
-Ну, а нам пора прощаться.
И со сказкой расставаться.
Мы сказку увидели, в сказку играли,
Ну и конечно немного устали.
Закончились наши большие дела,
И нам в детский сад возвращаться пора (музыка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам кто-то прислал посылку. Сейчас прочту письмо: За вашу помощь присылаю вам сюрприз. Зайка. Давайте откроем! (в коробочке конфетки)
Библиографический список

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений

. - 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет. СПб.: Паритет, 2006. - 112 с.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. ФГОС Играем в сказку. Наглядное пособие с методическими рекомендациями «Играем в сказку».
5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. - М.:ТЦ "Сфера",1998. - 224 с.
6. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.