Бойченко О.А. Конспект НОД с использованием метода наглядного моделирования «Заюшкина избушка»
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок. Задачи: Образовательная: Учить детей рассказывать сказку с помощью моделирования, упражнять в умении заканчивать предложение, начатое педагогом; активизировать слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Развивающая: развивать связную речь детей; развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету); Воспитательная: воспитывать любовь к сказкам, умение сопереживать героям сказок, попавшим в беду, желание прийти на помощь. Оборудование: телевизор, набор геометрических фигур и изображение поляны для каждого ребенка, геометрические фигуры для воспитателя. Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина Избушка», прослушивание аудио сказки, пальчиковый театр. Ход. Дети заходят в группу. Воспитатель: Вот собрался наш кружок, Улыбнись скорей, дружок. Рука другу, рука другу. Передаём тепло по кругу. - Улыбнулись и подарили друг другу хорошее настроение! Дети стоят в кругу Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. А вы любите сказки? (ответы детей) Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса. Много сказок есть на свете, Сказки очень любят дети. Все хотят в них побывать, И немного поиграть! Воспитатель: - Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова. (Дети произносят волшебные слова) Пальчиковая игра «Замок» Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем кулаки.) Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок) Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок) Мы его сейчас покрутим, (крутим «замочек») А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем) Покачаем – раз, два, три. Двери в сказку отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты «замочка» от себя.) Воспитатель: Двери открываются, сказка начинается (музыка) На экране по музыку «В гостях у сказки» появляется зайка на полянке. Воспитатель: Ребята, кто это? (зайка) Воспитатель: Правильно. Зайчик прибежал к нам из сказки. А как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречаем зайца? («Заяц хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».) Воспитатель:- Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но наш гость прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.) Воспитатель: - Зайка, почему ты один? Где остальные герои сказки? Зайка: Злая волшебница заколдовала моих друзей из сказки и превратила их в разные геометрические фигуры. Воспитатель: Акак мы можем тебе помочь? Как можно расколдовать героев? Зайка: Надо выложить по порядку геометрические фигуры - кто за кем приходил ко мне на помощь, и рассказать сказку. Тогда все герои будут спасены. Воспитатель: Ребята, поможем зайке вернуть ее друзей? (ответы детей) Дети садятся за столы. Воспитатель: Ребята, посмотрите у каждого из вас на столе лежит нарисованная полянка. Нам надо будет по порядку расставить заколдованные геометрические фигуры. У вас на столах также лежат геометрические фигуры. Какие? (круги, квадраты). Чем они отличаются? (цветом, размером). Назовите цвета (серый, оранжевый, красный, коричневый, черный). Для каждого героя сказки - круг определенного цвета. Для зайчика, как вы думаете - какой? (серый). Почему? Оранжевый круг для… (лисы). Почему? (лиса рыжая). Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка»- собаке? (черный). Медведю, какого цвета кружок, почему? (дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки). А что есть еще у вас на столах – (квадраты). Они разного цвета, почему? (лубяная – коричневого, а ледяная – белая). Воспитатель: Атеперь выходите поиграть. Физминутка. Пальчиковая игра «Заюшкина избушка» Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика) Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону) Песню весело он пел (кивают головой) И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке) Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок) Зайца нашего прогнала (ладони от себя). Теперь зайчишка грустный ходит (ходьба на месте). Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны) И собака, и медведь (качаются из стороны в сторону) К зайцу нашему подходят (идут вперед 2 шага), И ни с чем они уходят (идут назад 2 шага). Лишь единственный петух Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз). И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика) Припеваючи, в ладу (обнимают себя). Воспитатель: Атеперь давайте вспомним с самого начала всю сказку и расскажем её мышке. А помогут нам в этом геометрические фигуры. Расскажите, а я вам помогу. (Предложить детям по очереди рассказать сказку.) На экране появляются расколдованные герои сказки. Воспитатель: -Ну, а нам пора прощаться. И со сказкой расставаться. Мы сказку увидели, в сказку играли, Ну и конечно немного устали. Закончились наши большие дела, И нам в детский сад возвращаться пора (музыка) Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам кто-то прислал посылку. Сейчас прочту письмо: За вашу помощь присылаю вам сюрприз. Зайка. Давайте откроем! (в коробочке конфетки) Библиографический список 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений . - 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. 2. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет. СПб.: Паритет, 2006. - 112 с. 3. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с. 4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. ФГОС Играем в сказку. Наглядное пособие с методическими рекомендациями «Играем в сказку». 5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. - М.:ТЦ "Сфера",1998. - 224 с. 6. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.